Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.

Стр.8

Парк.

В кон. 17 в. устроены фруктовый сад и огород; на их месте в кон. 18 -нач. 19 в. разбит нынешний сравнительно небольшой (ок. 20 га) регулярный парк. Это типичный образец садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, один из немногих сохранившихся в области. Геометрически правильную планировочную структуру парка определяют три пересекающиеся прямые аллеи: продольная (длина 470 м) идет от храма в северо-восточном направлении, а две поперечные (длина каждой 430 м) параллельны лицевой линии застройки усадьбы. Обсаженные плотными рядами высоких лип, они образуют значительные по величине участки, ныне занятые фруктовыми деревьями. Перед парковым фасадом дома была обширная круглая площадка, на ней ближе к дому находился цветник и далее - газон, окаймленный кольцом раскидистых деревьев; в левой части сохранился пруд (сильно запущен) с островом. Парк прежде украшали всевозможные оранжереи, гроты, павильоны и разнообразная скульптура.

Бороздна, с. 1006-1008; Чижов, с. 1-50; Филарет, 1873, кн. 7, с. 78-83; Ханенко, с. 53-55; Лазаревский, 1888, с. 28-34, 179,440-441; [М-ч Г.], с. 2; Корноухов, с. 42; Рубец, с. 26-34; Лукомский, с. 6-10; Памятники.., 1970, с. 123-125; Цапенко, 1972, с. 95-96; Бриген, с. 45-46; Декабристы, с. 29-30,112.

 

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (ТРОИЦЫ), сер. 18 в. - 1-я треть 19 в.

Расположена к западу от усадьбы на краю села, на кладбище. Основана в 1678 г. и первоначально находилась в другой части села. В 1745 г. обновлена. В 1831 г. при перенесении ее М.П. Миклашевским на могилу старшего сына Александра перестроена в новых формах. Рублена из брусьев без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный. Редкий в области маленький деревянный храм-усыпальница в стиле ампир, трехчастное построение которого, сохранившее первоначальную основу 18 в., во многом подражает формам каменной архитектуры.

К основному кубическому объему, увенчанному низким куполом и главой (сохранилась лишь ее цилиндрическая шейка), примыкают пятигранный алтарь и миниатюрные квадратные в плане притворы при боковых входах. Короткая, тоже пятигранная трапезная заканчивается папертью, над которой поставлена колокольня - низкий четверик звона со шпилем и крестом над пологой кровлей.

Во внешнем декоре имитируются каменные ампирные формы. Таковы завершающие карнизы, крупные полуциркульные окна церкви с клинчатыми "камнями" и арочные проемы звона с замками, а также треугольные фронтончики боковых притворов с овальными окнами в клинчантых обрамлениях под ними. Западный вход трактован как двухколонный портик в антах.

В интерьере интересно купольное перекрытие главного помещения в виде восьмигранного сомкнутого свода с узкими диагональными гранями. Сохранился фрагмент убранства храма 1745 г. -- резное обрамление входа в притвор с трапециевидным верхом в духе украинского барокко.

Бороздна, с. 131, 1006-1008; Филарет, 1873, кн. 7, с. 78-83; [М-ч Г.], с. 2; Корноухов, с. 42; Чижов, с. 1--50.

 

СОЛОВА

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, посл.треть 18 в.

Расположена на кладбище на краю села. Сооружена в 1785 г. вместо прежнего деревянного храма по заказу владельца села, премьер-майора, губернского предводителя дворянства С.М. Ширая (1761-1841) как фамильная усыпальница. Возведена из кирпича и оштукатурена. Интересный однокупольный и крестообразный храм в стиле барокко, пространственная композиция которого при всей традиционности общей схемы для брянской архитектуры 18 в. отличается оригинальностью форм.

Невысокий четверик несет крупный восьмерик, завершенный полусферическим куполом с четырьмя люкарнами и небольшим декоративным барабанчиком. К четверику примыкают такой же высоты пятигранные апсида и боковые объемы, а также короткая квадратная в плане трапезная с невысокой двухъярусной колокольней. Необычен сдвиг боковых пятигранников с поперечной оси к западу, на одну линию с соответствующими углами четверика, а также асимметричная пристройка с севера к апсиде. Стройная колокольня с глухим нижним четвериком и восьмигранным звоном увенчана куполом и сложным шатровым шпилем на тонком граненом барабане.

Нарядный декор фасадов носит плоскостной характер. На углах объемов расположены парные пилястры с нишами-филенками на всю высоту, в завершении - антаблементы с раскреповками. У восьмерика на четырех основных гранях антаблемент имеет в центре легкий арочный изгиб, а над другими его гранями находятся фигурные люкарны купола. Окна с лучковыми перемычками заключены в двухступенчатые обрамления с замковыми камнями и нишами вверху и внизу (восьмерик). Лишь убранство верхнего яруса колокольни отличается более сочной пластикой. Парные колонны с капителями и раскрепованным над ними антаблементом украшают угловые грани, а над арками звона с архивольтами и замковыми камнями сделан еще один небольшой проем с полуциркульным верхом.

Внутри центральное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику имеет сомкнутый восьмигранный свод. Широким проемом оно объединено с трапезной; три узких прохода ведут в алтарь; более широкие боковые проемы сдвинуты с поперечной оси здания. Архитектурная отделка всех помещений выполнена в стиле барокко. Частично сохранились фрагменты настенной живописи.

Филарет, 1873, кн. 7, с. 93-94; Лазаревский, 1888,с. 178; Корноухов, с.43.

 

 

Стр.8

Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.