СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН
СТАРОДУБ
Один из самых древних городов области, ныне центр сельскохозяйственного района.
Расположен в холмистой местности, на обоих берегах речки Бабинец (приток Вабли)
при впадении в нее двух меньших речек -
Бычок и Ланковка. Население на 1989
г. - 18,7 тыс. человек.
Стародуб впервые упоминается в завещании Владимира Мономаха в
1080 г. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под
1096 г. сообщают о месячной осаде воинами Мономаха и
Святополка "города", в котором "затворися" черниговский князь Олег. В кон.
19 в. было высказано предположение, что упоминаемый в
летописи "город" находился в 6
верстах (9 км) восточнее
нынешнего Стародуба, в месте, называемом "Десятуха", которое уже в описании
1654 г. значилось как "старое городище". Здесь, на
высоком меловом утесе северного берега Вабли сохранились остатки земляных
укреплений. Исследования археологов свидетельствуют также о существовании на
территории современного Стародуба поселения, датируемого
10 - 13 и 16 - 18
вв. Это поселение возникло на месте, освоенном еще в раннем железном веке, на
правом, повышенном берегу речки Бабинец (ныне центральная часть города), где на
мысу треугольной формы (урочище Солдатская гора) была сооружена крепость
- детинец. С напольной северо-западной стороны на
протяжении 30 м сохранились
остатки вала шириной 10 м. За
валом (к северу и северо-западу от Солдатской горы до ул. Красная площадь), по
данным археологов находился посад, простиравшийся не менее чем на
0,5 км; его площадь составляла приблизительно
15 га.
В годы монголо-татарского нашествия город был разрушен. Никоновская летопись
сообщает, что после татарского набега Стародуб находился во владении брянского
князя, которым в 1380 г. был
Дмитрий Ольгердович. Осаждавший город Дмитрий Донской подверг его страшному
разорению. С кон. 14 в. Стародуб
становится ареной борьбы русского и польско-литовского государств. Стародубскими
князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина, а с 1400
г. - Александр Патрикиевич.
Укрывшийся в Польше боровский князь Василий Ярославич в
1446 г. получил в удел от короля Казимира несколько
городов, в том числе и Стародуб. В 1454
г. город был передан другому беглецу -
можайскому князю Ивану Андреевичу. В 1472
г. это удельное владение входило в состав Смоленского воеводства. Преемник
Казимира Александр оставил Стародуб в наследственное владение сыну можайского
князя Симеону Ивановичу, что подтвердил грамотами 1496
и 1499 гг. Политика польских
властей, насаждавших католицизм, заставила князя просить защиты у Ивана
III, и в 1503
г. Стародуб вошел в состав Московского государства.
В 1534 г. поляки под
руководством киевского воеводы Андрея Немировича осаждали Стародуб, но
безуспешно. В 1535 г. гетман Ян
Тарновский разорил город, сжег крепостные стены, но в том же году "был поставлен
новый город... построены святые церкви, сколько было можно". Укрепления состояли
из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями. По сведениям
1563 г., впервые становится известно о существовании в
Стародубе двух укреплений: в "городе" и "за городом, для вылазки". Стародуб
тогда входил в засечную черту Московского государства.
При Стефане Батории поляки вновь несколько раз безуспешно пытались взять город.
В царствование Федора Иоанновича его укрепления были еще более усилены, а
гарнизон увеличен. При распределении в 1615
г. украинских городов Московского государства на 5
разрядов, Стародуб в числе других северских городов был причислен к третьему
разряду. В 1616 г. поляки
овладели городом и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой; здесь
разместился большой гарнизон. В 1620
г. король Сигизмунд даровал жителям вольности по Магдебургскому праву, а городу
- герб, изображающий старый дуб с орлиным гнездом (до
1840 г. в центре города стоял многовековый дуб
- живой памятник и символ города). В королевской грамоте
говорилось о Стародубе, как о "месте" (городе) пограничном, "валами оточеном
и... способном к обороне". Польша использовала его укрепления для прикрытия
своих земель от Московского государства. В это время Стародуб становится крупным
товарообменным пунктом между польскими, украинскими и русскими городами. На
проводимых здесь ярмарках продавалась и местная продукция: пенька, масло, мед,
воск, меха, поташ, стекло.
В 1632 г. началась война России
с Польско-Литовским государством. Русские войска овладели Стародубом, но по
Поляновскому миру вновь уступили его Польше. В 1646
г. весь край был отнесен к гетманщине. В 1649
г. были составлены "реестры всего войска запорожского", поделенного на полки;
это деление и легло затем в основу административного устройства Малороссии.
Богдан Хмельницкий, возглавивший национально-освободительное движение
украинского народа, вынужден был в очередной раз уступить Стародуб полякам
(1651), но уже в 1654
г. вся Малороссия воссоединилась с Россией и Стародуб стал полковым городом (до
1782 г.).
Город еще не раз страдал от вражеских набегов: в 1660
г, его разорили крымские татары, в 1663
г. разграбили и разрушили поляки. Но документы этого времени сообщают также о
процветании города, о значительной торгово-ремесленной деятельности его жителей.
Торговые отношения связывали Стародуб с Москвой, Брянском, Севском, Ригой,
Архангельском, Силезией и др. Развитию этих отношений способствовали
аграрно-промышленный характер края и его срединное положение между Москвой и
Польшей. В Стародуб на две крупные ярмарки -
Соборную и Десятуху -
привозились разнообразные товары в большом количестве. Местное купечество было
известно своим богатством.
В 1666 г. царь Алексей
Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвердившую права его жителей по
Магдебургскому праву. Город управлялся магистратом, а ремесленники были
объединены в цехи: калачницкий, резницкий (мясники), олейницкий (маслобойщики),
кравецкий с кушнерским (портные и скорняки), шевский (сапожники) с ко-жевницким,
ткацкий, шаповальский (валяльщики), ковальский с котлярским (кузнецы и медники),
музыцкий (этот цех по Универсалу Мазепы 1705
г. отдан "в послушество" церкви Иоанна Предтечи) и гончарный. Цеховое деление
отразилось, например, в названии улицы Закаблуцкий Шаповал, встречающемся в
актах 1664-70 гг. Улица
проходила около "вала со старым замком". Здесь же упоминаются улицы
Черниговская, начинающаяся от крепостных ворот того же названия, Кривая,
Землянская, Петрятинская, Немецкая "за валом" и др.
Дорегулярный город имел две крепости, большая из которых находилась на левом
берегу речки Бабинец, а другая, меньшая ("часть форштата")
- в Заречье. Объемно-планировочная структура напоминала
радиально-кольцевую.
Дробность планировки центральной части в пределах крепостных валов (с
11 воротами и 3
"вылазками") и их общие очертания, которые вместе с отрезанной рекой "частью
форштата" приближались к кругу, очень четко видны на подоснове регулярного
плана. Четыре главные улицы, ориентированные по сторонам света, являлись
одновременно частью торговых трактов: Черниговского (с запада). Смоленского (с
севера), Брянского (с востока) и Новгород-Северского (с юга), которые сходились
на торге у стен крепости. Вдоль главных улиц-дорог располагались "предместья"
- Прадельня, Рубцовка, Запильня и Заречье.
Большое строительство в Стародубе началось после страшного пожара
1677 г., в результате которого "все укрепленное место
сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью
сгорело несколько сот строений". Пожар уничтожил также четыре храма, "стоявшие в
самом городе". Вся посадская застройка вскоре была восстановлена, не
возобновлялись больше лишь крепостные сооружения.
Вместо сгоревшей деревянной церкви, "что на рынке, близ торговых лавок",
известной с 1617 г., уже в
1677 г. был сооружен каменный соборный
храм Рождества Христова; в
1683 г. на месте самой древней, по преданию, церкви
города (прежней соборной) был построен храм Рождества Богородицы; в
1688 г. возведен новый деревянный храм Покрова в
Заречье, а в 1690 г.
- церкви Воскресения, Георгия и Успения. На средства
полковника М.А. Миклашевского была восстановлена церковь Никольская
(1691), обновлена церковь Михаила Архистратига
(1690) в Заречье и вновь построена церковь Преображения
(1698). Казачья "Летопись самовидца", отмечая
великолепие стародубских храмов этого времени "по письму образов" и "по звону
колоколов", ничего не сообщает об их внешнем
виде.
|