Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.

Стр.1

СВОД  ПАМЯТНИКОВ

АРХИТЕКТУРЫ  И  МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА  РОССИИ

БРЯНСКАЯ  ОБЛАСТЬ

МОСКВА  «НАУКА»

1998

-----------------------------------------------------------------------
Издание осуществлено благодаря гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, а также при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 95-06-3194
Редколлегия
В.П. ВЫГОЛОВ (ответственный редактор), А.И. КОМЕЧ, В.И. ПЛУЖНИКОВ, А.Б. СТЕРЛИГОВ
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская обасть. -- М.: Наука, 1998 - 640 с. 18ВМ 5-02-011705-6
-----------------------------------------------------------------------

стр. 494 - 519

СТАРОДУБСКИЙ РАЙОН

СТАРОДУБ

Один из самых древних городов области, ныне центр сельскохозяйственного района. Расположен в холмистой местности, на обоих берегах речки Бабинец (приток Вабли) при впадении в нее двух меньших речек - Бычок и Ланковка. Население на 1989 г. - 18,7 тыс. человек.

Стародуб впервые упоминается в завещании Владимира Мономаха в 1080 г. Лаврентьевская и Ипатьевская летописи под 1096 г. сообщают о месячной осаде воинами Мономаха и Святополка "города", в котором "затворися" черниговский князь Олег. В кон. 19 в. было высказано предположение, что упоминаемый в летописи "город" находился в 6 верстах (9 км) восточнее нынешнего Стародуба, в месте, называемом "Десятуха", которое уже в описании 1654 г. значилось как "старое городище". Здесь, на высоком меловом утесе северного берега Вабли сохранились остатки земляных укреплений. Исследования археологов свидетельствуют также о существовании на территории современного Стародуба поселения, датируемого 10 - 13 и 16 - 18 вв. Это поселение возникло на месте, освоенном еще в раннем железном веке, на правом, повышенном берегу речки Бабинец (ныне центральная часть города), где на мысу треугольной формы (урочище Солдатская гора) была сооружена крепость - детинец. С напольной северо-западной стороны на протяжении 30 м сохранились остатки вала шириной 10 м. За валом (к северу и северо-западу от Солдатской горы до ул. Красная площадь), по данным археологов находился посад, простиравшийся не менее чем на 0,5 км; его площадь составляла приблизительно 15 га.

В годы монголо-татарского нашествия город был разрушен. Никоновская летопись сообщает, что после татарского набега Стародуб находился во владении брянского князя, которым в 1380 г. был Дмитрий Ольгердович. Осаждавший город Дмитрий Донской подверг его страшному разорению. С кон. 14 в. Стародуб становится ареной борьбы русского и польско-литовского государств. Стародубскими князьями были Патрикий Наримунд, внук Гедимина, а с 1400 г. - Александр Патрикиевич. Укрывшийся в Польше боровский князь Василий Ярославич в 1446 г. получил в удел от короля Казимира несколько городов, в том числе и Стародуб. В 1454 г. город был передан другому беглецу - можайскому князю Ивану Андреевичу. В 1472 г. это удельное владение входило в состав Смоленского воеводства. Преемник Казимира Александр оставил Стародуб в наследственное владение сыну можайского князя Симеону Ивановичу, что подтвердил грамотами 1496 и 1499 гг. Политика польских властей, насаждавших католицизм, заставила князя просить защиты у Ивана III, и в 1503 г. Стародуб вошел в состав Московского государства.

В 1534 г. поляки под руководством киевского воеводы Андрея Немировича осаждали Стародуб, но безуспешно. В 1535 г. гетман Ян Тарновский разорил город, сжег крепостные стены, но в том же году "был поставлен новый город... построены святые церкви, сколько было можно". Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями. По сведениям 1563 г., впервые становится известно о существовании в Стародубе двух укреплений: в "городе" и "за городом, для вылазки". Стародуб тогда входил в засечную черту Московского государства.

При Стефане Батории поляки вновь несколько раз безуспешно пытались взять город. В царствование Федора Иоанновича его укрепления были еще более усилены, а гарнизон увеличен. При распределении в 1615 г. украинских городов Московского государства на 5 разрядов, Стародуб в числе других северских городов был причислен к третьему разряду. В 1616 г. поляки овладели городом и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой; здесь разместился большой гарнизон. В 1620 г. король Сигизмунд даровал жителям вольности по Магдебургскому праву, а городу - герб, изображающий старый дуб с орлиным гнездом (до 1840 г. в центре города стоял многовековый дуб - живой памятник и символ города). В королевской грамоте говорилось о Стародубе, как о "месте" (городе) пограничном, "валами оточеном и... способном к обороне". Польша использовала его укрепления для прикрытия своих земель от Московского государства. В это время Стародуб становится крупным товарообменным пунктом между польскими, украинскими и русскими городами. На проводимых здесь ярмарках продавалась и местная продукция: пенька, масло, мед, воск, меха, поташ, стекло.

В 1632 г. началась война России с Польско-Литовским государством. Русские войска овладели Стародубом, но по Поляновскому миру вновь уступили его Польше. В 1646 г. весь край был отнесен к гетманщине. В 1649 г. были составлены "реестры всего войска запорожского", поделенного на полки; это деление и легло затем в основу административного устройства Малороссии. Богдан Хмельницкий, возглавивший национально-освободительное движение украинского народа, вынужден был в очередной раз уступить Стародуб полякам (1651), но уже в 1654 г. вся Малороссия воссоединилась с Россией и Стародуб стал полковым городом (до 1782 г.).

Город еще не раз страдал от вражеских набегов: в 1660 г, его разорили крымские татары, в 1663 г. разграбили и разрушили поляки. Но документы этого времени сообщают также о процветании города, о значительной торгово-ремесленной деятельности его жителей. Торговые отношения связывали Стародуб с Москвой, Брянском, Севском, Ригой, Архангельском, Силезией и др. Развитию этих отношений способствовали аграрно-промышленный характер края и его срединное положение между Москвой и Польшей. В Стародуб на две крупные ярмарки - Соборную и Десятуху - привозились разнообразные товары в большом количестве. Местное купечество было известно своим богатством.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвердившую права его жителей по Магдебургскому праву. Город управлялся магистратом, а ремесленники были объединены в цехи: калачницкий, резницкий (мясники), олейницкий (маслобойщики), кравецкий с кушнерским (портные и скорняки), шевский (сапожники) с ко-жевницким, ткацкий, шаповальский (валяльщики), ковальский с котлярским (кузнецы и медники), музыцкий (этот цех по Универсалу Мазепы 1705 г. отдан "в послушество" церкви Иоанна Предтечи) и гончарный. Цеховое деление отразилось, например, в названии улицы Закаблуцкий Шаповал, встречающемся в актах 1664-70 гг. Улица проходила около "вала со старым замком". Здесь же упоминаются улицы Черниговская, начинающаяся от крепостных ворот того же названия, Кривая, Землянская, Петрятинская, Немецкая "за валом" и др.

Дорегулярный город имел две крепости, большая из которых находилась на левом берегу речки Бабинец, а другая, меньшая ("часть форштата") - в Заречье. Объемно-планировочная структура напоминала радиально-кольцевую.

Дробность планировки центральной части в пределах крепостных валов (с 11 воротами и 3 "вылазками") и их общие очертания, которые вместе с отрезанной рекой "частью форштата" приближались к кругу, очень четко видны на подоснове регулярного плана. Четыре главные улицы, ориентированные по сторонам света, являлись одновременно частью торговых трактов: Черниговского (с запада). Смоленского (с севера), Брянского (с востока) и Новгород-Северского (с юга), которые сходились на торге у стен крепости. Вдоль главных улиц-дорог располагались "предместья" - Прадельня, Рубцовка, Запильня и Заречье.

Большое строительство в Стародубе началось после страшного пожара 1677 г., в результате которого "все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений". Пожар уничтожил также четыре храма, "стоявшие в самом городе". Вся посадская застройка вскоре была восстановлена, не возобновлялись больше лишь крепостные сооружения.

Вместо сгоревшей деревянной церкви, "что на рынке, близ торговых лавок", известной с 1617 г., уже в 1677 г. был сооружен каменный соборный храм Рождества Христова; в 1683 г. на месте самой древней, по преданию, церкви города (прежней соборной) был построен храм Рождества Богородицы; в 1688 г. возведен новый деревянный храм Покрова в Заречье, а в 1690 г. - церкви Воскресения, Георгия и Успения. На средства полковника М.А. Миклашевского была восстановлена церковь Никольская (1691), обновлена церковь Михаила Архистратига (1690) в Заречье и вновь построена церковь Преображения (1698). Казачья "Летопись самовидца", отмечая великолепие стародубских храмов этого времени "по письму образов" и "по звону  колоколов",  ничего  не  сообщает  об  их  внешнем  виде. 

Стр.1

Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.