Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.

Стр.5

Трактовка фасадов отличается строгостью и скупостью декора. Массив стен прорезан двумя рядами небольших прямоугольных окон без обрамлений. Первый этаж украшен горизонтальной рустовкой от цоколя до уровня перемычек оконных проемов, над которыми поставлены полки-сандрики на двух кронштейнах. Венчающий гладкий фриз и простой профилированный карниз раскрепованы в центре главного, обращенного к воротам фасада и завершены треугольным фронтоном.

Внутри широкий коридор с помещениями по обеим сторонам разделяет этажи здания по продольной оси, с одной стороны заканчиваясь входной пристройкой, а с другой - лестничной. Все помещения с плоскими деревянными перекрытиями.

Двор острога окружает низкая каменная ограда с карнизом. Со стороны улицы она надстроена деревянной и каменной стенами. Особенно интересен вход в острог, выполненный в виде массивных ворот с караульными помещениями. Двухэтажный кубический объем ворот выглядит подчеркнуто парадно. Фасад с рустованной нижней частью и простыми прямоугольными проемами окон более монументален. Весьма выразительно двойное арочное обрамление прямоугольного проезда ворот с внешним архивольтом из крупных клинчатых рустов.

По сторонам проезда расположены караульные помещения, выходящие на фасад каждое одним окном (правое окно позднее превращено в дверь). Второй этаж над воротами занимали служебные помещения с тремя оконными проемами.

Городков,1990,с. 91-93.

 

СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, кон. 17 в. ул. Первомайская, 11.

Расположен в центре города на бывш. Рыночной пл., играет важную роль в общегородском силуэте. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После сильного пожара 1677 г. она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная; с нач. 18 в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине - полковым собором. В 1744 г. здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. Замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 в.

По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой. Восточная грань восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот, сокращены и поставлены почти в одну линию с боковыми фасадами, что создает асимметрию. Лишь в верхней части этот объем приобретает правильную форму. Не совсем обычна и форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец) четырехгранный. Над их купольными кровлями в нач. 19 в. поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками (утрачены).

Оригинальный   декор   фасадов   в  основном  выполнен  в  духе  русских  храмов 17  в.     Карниз   типа   "пилы"  переходит  с  алтаря  и  трапезной  на  боковые  стороны центрального объема, отделяя их верхнюю часть  с  парными  кокошниками  и  широким венчающим  карнизом  из  трех  рядов  "пилы" и  городчатых  зубчиков.   Прямоугольные окна в   два   яруса   заключены   в   наличники  с  полуколонками  и  разорванными фронтонами в  духе  "нарышкинского"  барокко  и  резко  контрастируют    с    входными    арочными  проемами без обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика. В последних  расположены  сильно  удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен. Верхние, меньшие окна притвора  и  алтаря,  а  также  киот  над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на части полочками с рядом поребрика.

В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырсхлотковый свод, так же как и у алтаря прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристенная лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов окон.

Филарет, 1873, кн. 7, с. 3-4; "Летопись Самовидца".,, 1878, с. 134; Корноухое, с. 43; Цапенко, 1967, с. 133-136; 1972, с. 88-90; Городков, 1990, с. 88-90.

 

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, посл. треть 18 в. ул. Фрунзе, 69.

Находится в Заречье, за плотиной, доминирует среди окружающей одноэтажной застройки. Сооружена в 1770-89 гг. из кирпича и оштукатурена; в 19 в. возведены нынешняя трапезная и колокольня; в 1967 г. разрушенный шатер колокольни сделан ниже первоначального. Своеобразный для юго-западной Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в традициях украинского барокко.

В трехчастной пространственной композиции здания подчеркнуто вертикальным построением выделяется основной объем с массивными стенами. Оригинален крупный нижний ярус с трехгранной восточной стеной, вытянутый по продольной оси. Он завершен довольно крутой восьмискатной кровлей с четырьмя вытянутыми вверх декоративными двухъярусными главками на углах (восточные утрачены), восьмерик, наоборот, растянут по поперечной оси и увенчан стройным световым барабаном с куполом и грушевидной главой на восьмигранной шейке. Над пониженной трапезной возвышается колокольня, первый встроенный ярус которой несет глухой куб и восьмерик звона с кокошниками, невысокой шатровой кровлей и главкой.

 

Стр.5

Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.