Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. |
Стр.6 |
|
Декор главного объема образуют угловые пилястры (парные рустованные на западных углах нижнего яруса), простые карнизы с зубчиками и рамочные наличники окон с "ушами", замковыми камнями, треугольными фронтонами и лучковыми сандриками. На боковых фасадах в нижнем ярусе окна размещены свободно, составляя вместе с овальным проемом второго света живописную группу. Упрощенное убранство трапезной и колокольни эклектично по характеру.В интерьере необычно сильно вытянутое в ширину центральное помещение с боковыми частями, трактованными как глубокие ниши с коробовыми сводами. Высокая центральная часть с парусами при переходе к восьмерику перекрыта восьмигранным сомкнутым сводом со световым отверстием барабана (заложено). Широкие арочные проемы ведут в неглубокий алтарь с лотковыми сводами над средней частью и очень узкую паперть, над которой устроены хоры. Паперть тремя проходами открыта в короткую трапезную с находящимся внутри нее нижним ярусом колокольни.Позднеакадемическая роспись, выполненная масляными красками в кон. 19 в., записана в сер. 20 в.; тогда же выполнен заново ряд композиций в боковых частях церкви. На своде и стенах изображены Новозаветная Троица, евангелисты и сцены евангельского цикла в орнаментальных обрамлениях.
Сборные иконостасы --
четырехъярусный главный и одноярусный придельный относятся ко
2-й пол. 19
в., иконы - к сер.
20 в. Резной декор (в обрамлениях икон, завершениях
иконостасов) - обильно
позолоченный, довольно трафаретных, излишне усложненных форм
-- стилизован в духе барокко. Киоты, обрамление
композиции "Распятие" и паникадило относятся ко 2-й
пол. 19 в. В стиле барокко
2-й пол. 18
в. выполнены пышная резьба главных царских врат и более скромная придельных,
фоном для которой служит орнамент в виде решетки.
Филарет, 1873, кн. 7, с. 9; Корноухов, с. 43; Цапенко, 1972, с. 92, 95; Городков, 1990, с. 94.ЦЕРКОВЬ СТАРО-НИКОЛАЕВСКАЯ, нач.19 в. ул. Евсеевская,23.Расположена на холме недалеко от центра города, замыкает перспективу ведущей из Заречья ул. Фрунзе. С 17 в. здесь известна деревянная церковь, которая неоднократно горела. Последний из деревянных храмов был сооружен в 1691 г. на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского "с товарищи". Вместо нее построена в 1802-- 03 гг. нынешняя, кирпичная и оштукатуренная. Один из интереснейших в области памятников архитектуры зрелого классицизма с подчеркнуто монументальными и строгими формами, принадлежащий к типу бесстолпных купольных храмов с симметричным трехчастным построением.В объемной композиции доминирует основной массивный куб с четырехколонными портиками тосканского ордена по бокам, увенчанный крупным восьмериком с пологим куполом и цилиндрическим световым барабаном с главкой. По продольной оси к кубу примыкают более узкие прямоугольные алтарь и трапезная с таким же портиком, над ними поставлены аналогичной формы, но глухие барабаны с главками.Предельно лаконичный декор фасадов здания состоит из тяг на уровне окон обоих ярусов, завершающего нижний ярус антаблемента и простого карниза у восьмерика. Над входами внутри портиков, а также вверху боковых стен трапезной и алтаря размещены крупные полуциркульные окна. Грани восьмерика с выступами по сторонам света прорезают большие арочные окна без обрамлений. Узкие полукруглые в плане ниши расположены по сторонам боковых входов; плоские арочные ниши украшают барабаны боковых глав.В
интерьере развитое вверх основное помещение храма восьмигранной формы перекрыто
сомкнутым восьмигранным сводом со световым фонарем; сомкнутые своды имеют также
открытые в храм алтарь и трапезная. Простая штукатурная отделка стен помещении
соответствует строгости внешней архитектуры.
Филарет, 1873, кн 7, с 5, Корноухов, с 44, Цапенко, 1972, с 90-91, Городков, 1990, с 90-91
ЕЛИОНКА
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА,
нач 20
в.
Находится в центре села, главенствует в его застройке. Построена местными мастерами-плотниками в 1910 г. на средства купцов Гусевых. Стены рублены из бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный пятиглавый ярусный храм в характерном для Брянщины нач 20 в. русском стиле, с рядом элементов в духе украинского барокко.В сложной композиции здания доминирует основной объем из двух поставленных друг на друга восьмериков, завершенных большим граненым куполом и стройной главкой. К граням нижнего восьмерика по сторонам света примыкают пониженные боковые пристройки, пятигранный алтарь и более крупная прямоугольная трапезная. Между ними в углах поставлены еще более низкие трехгранные прирубы, завершенные стройными барабанами с вытянутыми куполами и главками Вместе с главой над алтарем они группируются вокруг центрального купола, создавая богатый силуэт здания. Его дополняет трехъярусная колокольня, широкий нижний ярус которой несет четверик, восьмерик звона был увенчан приподнятым куполом со слухами и вытянутой вверх главкой (утрачен).Фасады здания украшены различными карнизами и членениями с резными подзорами. Наличники окон, сгруппированных по два и по три, усложнены треугольной верхней частью, а входные проемы - козырьками Декоративность отделки усиливает обшивка стен тесом - горизонтальным, вертикальным и "в елку", с угловыми накладными пилястрами.
В интерьере основное восьмигранное помещение храма, окруженное низкими
прирубами, имеет наклонные грани при переходе к верхнему восьмерику, который
перекрыт граненым куполом. Широкими проемами оно связано с алтарем, трапезной и
боковыми частями, а узкими дверьми --
с угловыми помещениями. Стены изнутри обшиты тесом и окрашены масляной краской.
В четверике имеется надпись об окраске здания в 1913
г. П.С. Абрамовичем.
Городские поселения.., 1865, с. 385-386; Лазаревский, 1888, с. 445-447; Корноухов, с. 44.
ПОНУРОВКА
УСАДЬБА МИКЛАШЕВСКИХ, кон. 18-нач. 19 в.Большое село на р. Рёвне возникло в 1663 г. как поселение раскольников. С 1693 г. принадлежало известному на Стародубщине роду Миклашевских, которые в 18 в. создали здесь усадьбу. В 1778 г. по заказу Е.Д. Миклашевской построена каменная церковь Рождества Богородицы, заменившая прежний деревянный храм. В кон. 18 -- нач. 19 в. видным общественным и государственным деятелем, сенатором М.П. Миклашевским (1757-1847) сооружен великолепный усадебный комплекс в стиле классицизма, о котором граф П.А. Румянцев-Задунайский говорил, что "в чужих даже государствах... немного таковых". Есть предположение, что автором комплекса был крупнейший зодчий того времени Дж. Кваренги. |
||
Стр.6 |
||
Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. |