Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.

Стр.7

Территория усадьбы, состоящей из ряда зданий и парка, в плане представляет прямоугольник. Она располагается на левом возвышенном   берегу  запруженной  речки, которая образовала искусственное озеро. Центром усадьбы был возведенный в 1804 г. дом -парадное двухэтажное здание величественной архитектуры со стройным шестиколонным портиком коринфского ордера на главном фасаде (илл. на с. 38). По сторонам дома находились два несколько выдвинутых вперед  флигеля,  а  перед  ним  --  курдонер с цветниками. Ближе к плотине стояла колонная беседка-ротонда (позднее использовалась  под  библиотеку),  оградой  она  соединялась  с   правым  флигелем. Рядом с беседкой возвышалась нарядная церковь, возведенная ранее усадебных построек и ставшая высотной доминантой всего ансамбля.

За домом, к северу от церкви, находился регулярный парк, в котором были пруд с островком и различные садово-парковые сооружения. Вблизи усадьбы в нач. 19 в. была устроена большая суконная фабрика, оборудованная новейшими заграничными машинами.

Сукна продавались на ярмарках Киева, Курска, Полтавы, Брянска и других городов.

В усадьбе бывал зять М.П. Миклашевского А.Ф. Бриген (1792-1859) -участник Отечественной войны 1812 г., член "Союза благоденствия" (1818) и Северного общества.

Сын М.П. Миклашевского А.М. Миклашевский в феврале 1821 г. был принят в тайное общество офицеров Измайловского полка. 10 января 1822 г. вместе с А.Ф. Бригеном арестован в имении своего отца Березовке (по другим данным, в с. Понуровка). Сослан на Кавказ. 1 декабря 1831 г. был убит при штурме крепости Агач-Кале в Дагестане.

Одна из замечательных усадеб Брянщины эпохи классицизма, отличавшаяся особой парадностью и подлинно дворцовым размахом архитектуры. В настоящее время от обширного ансамбля усадьбы сохранились лишь церковь, один из флигелей дома и часть запущенного парка.

 

Церковь Рождества Богородицы.

Монументальный усадебный храм периода раннего классицизма, в архитектуре которого чувствуется влияние украинского барокко. Крупное центрическое здание с оригинальным четырехлепестковым построением (отдельно стоявшая колокольня утрачена) имеет массивные кирпичные стены, оштукатуренные снаружи и внутри.

В пространственной композиции отчетливо проявляется зависимость от украинских храмов кон. 17 - 18 в. Это высокий крестообразный двухъярусный объем с закругленными рукавами и небольшими (достигают лишь первого яруса) прямоугольными пристройками в углах между ними. Над средокрестием возвышается большой световой восьмерик с восьмигранным куполом, увенчанным миниатюрной главкой на граненом постаменте.

Основу классицистически строгого декора фасадов здания составляют одинаковые по рисунку антаблементы с тонко профилированным карнизом и рядом прямоугольных нишек-ширинок во фризе, завершающие каждый из ярусов и восьмерик. Стены членят широкие пилястры, более крупные и рустованные в нижнем ярусе, суженные и украшенные по всей высоте узкой с остроугольным верхом филенкой в верхнем; на восьмерике пилястры расположены прямо на углах. Крупные оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены своеобразными наличниками в стиле украинского барокко (в настоящее время большей частью срублены): двойная плоская тяга свободно обегает вокруг окна, образуя лучковые фронтоны с уступами на углах, замковыми камнями и "ушами". Идентичную форму имеют и порталы в центре трех рукавов креста (кроме восточного).

Внутреннее пространство храма отличается подчеркнутым вертикализмом. Высокие рукава креста с коробовыми сводами и конхами над апсидами полностью открыты в подкупольную часть с восьмериком на плоских парусах, завершенным куполом. Небольшие угловые помещения с крестовыми сводами соединены с рукавами арочными проходами, превращая мощные угловые пилоны в первом ярусе в столбы, а сам храм на этом уровне в четырехстолпный. В юго-восточном помещении располагался придел Михаила Архангела. Узкая внутристенная лестница справа от главного, западного входа ведет на хоры. Прежняя богатая внутренняя отделка храма, включавшая настенные росписи мастеров-итальянцев, не сохранилась.

 

Флигель.

Характерная для 1-й трети 19 в. усадебная служебная постройка в стиле позднего классицизма выделяется монументальностью облика. Сооружена из кирпича и оштукатурена; к торцу примыкает более поздняя пониженная пристройка. Сравнительно крупный двухэтажный объем флигеля, в плане близкий к квадрату, завершен пологой вальмовой кровлей. Чердачная надстройка с круглым окном по центру главного фасада покрыта двускатной кровлей.

Стены четко разделены междуэтажным карнизом. В первом этаже окна прямоугольные, во втором арочные. Крупный квадровый руст покрывает на всех фасадах нижний этаж над цоколем, увенчанным широким гладким поясом и простым карнизом. Второй этаж с тягами на уровне подоконников и пят арочек окон завершен упрощенным антаблементом с крупными сухариками под карнизом. Все окна без наличников, с уступами по краю и замковыми камнями в верхнем этаже. Арочки окон отделены от самого проема прямой, продолжающей тягу перемычкой. В завершении чердака щипцовый фронтон.

Внутри планировка этажей тождественна. Узкие сени с лестницей на второй этаж занимает южный торец флигеля. Из них две двери ведут в квадратные помещения, за которыми три анфиладно связанные между собой комнаты.

 

Стр.7

Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.