Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.

Стр.3

 На Красной ул.(ныне Краснооктябрьская) в нач. 19 в. одним из представителей древнего дворянского рода Миклашевских (их имение находилось неподалеку, в с. Понуровка ) возведен небольшой деревянный дом в стиле позднего классицизма. Его декор включает входной портик тосканского ордера на дворовом фасаде, ризалит, увенчанный фронтоном - на уличном, розетки, карнизы с кронштейнами, угловые лопатки и пр. На Немецкой ул. (ныне Воровского) два стоящих друг против друга дома представляют собой интересный пример застройки города 1-й пол. 19 в. Оба здания одноэтажные, деревянные. Отличительной особенностью дома № 5 (1-я треть 19 в., в нач. 20 в. принадлежал доктору Якубенко) является нарядная лоджия с двумя дорическими колоннами на уличном фасаде, а также крестообразный мезонин с крупными окнами на боковых и дворовом фасадах, выявленный со стороны улицы высоким треугольным фронтоном.  Вместе с колоннами лоджии этот фронтон образует своеобразный портик.    Архитектура  стоящего  напротив  дома № 6,  построенного в 1853 г.  Ф.В. Черкуновым (дата и фамилия владельца с виньеткой и фрагментом первоначальной окраски сохранились на фронтоне дворового фасада), следует "образцовым" проектам (наличники с сандриками, тяги под окнами и венчающий карниз подражают позднеклассицистическим формам, характерным для каменной архитектуры). Ориентированы на "образцовые" проекты и другие здания города, среди них дом в Заречье (ул.Фрунзе, 63).

На ул. Луначарского (дома 17 и 19) находится усадьба, принадлежавшая композитору и фольклористу А.И. Рубцу (1837-1913). Много раз перестраиваемые здания усадьбы сер. 19 в. утратили художественную ценность, но в истории города сохранились легенды о проводимых здесь концертах и занятиях народного хора, для которых Рубец предоставил гостиную своего дома. Во флигеле для прислуги были выделены комнаты для художественной школы и школы кройки и шитья. На средства Рубца и по его инициативе в Стародубе был создан общественный сад и построена эстрада. Сад, называемый в городе "Парк Рубца", составлял вместе с усадьбой единое целое. В центральной части города, на Московской ул. в сер. 19 в. было сооружено пожарное депо с оригинальной деревянной каланчой в виде высокой усеченной пирамиды, завершенной обходной галереей, -- единственный в области памятник подобного типа.

По сведениям 1858 г., в городе насчитывалось 1018 дворов и около 12,5 тыс. жителей, основными занятиями которых были земледелие и переработка сельскохозяйственных продуктов. В 1873 г. в Стародубе было 19 церквей, из них 15 располагались в пределах города, а 4 - на прилегающих к окраинам кладбищах. Ежегодно проводились три ярмарки.

Период эклектики представлен в Стародубе многочисленными постройками - жилыми и общественными зданиями, возводимыми в камне и в дереве. На ул. Московской был выстроен трехэтажный корпус духовного училища, прямоугольный в плане объем которого усложнен двумя боковыми ризалитами и центральным, более активно крепованным и пышно декорированным (кирпичный стиль). На Черниговской ул. (ныне ул. Ленина) по заказу городской управы в 1887 г. построена школа с весьма живописным и достаточно своеобразным фасадным убранством и различными аттиками-фронтонами на главном фасаде - полуциркульным, лучковым и фигурным. Здание мужской гимназии, поставленное торцом к Бульварной ул. (ныне ул. Калинина), выстроено в русском стиле. Его трехарочный входной портик на торцовом фасаде завершен балконом, выход на который осуществляется из актового зала. Четыре столба-кубышки портика и многочисленные архитектурные детали фасада имитируют формы древнерусской архитектуры 2-й пол. 17 в. Строители двух зданий на Евсеевской ул. - гостиницы Акундовой и жилого дома купца Райхинштейна (дома 4 и 6) - использовали сходные декоративные элементы, часто встречающиеся в убранстве зданий Стародуба. Разные наличники с богатыми "гребешками" подоконные фризы и фигурные венчающие карнизы украшают кирпичное здание гостиницы и деревянный второй этаж дома Райхинштейна. Мотивы фасадного убранства объясняются близостью Стародуба к центрам старообрядчества (Злынка, Новозыбков), где сложилась своеобразная школа зодчества с характерным каменным или деревянным резным декором, оригинально трактующим формы древнерусской архитектуры. Схожий облик фасадов имеют еще два дома в Заречье (ул. Фрунзе, 35 и 71). Их декор включает такие традиционные для местной архитектуры элементы, как полуколонны, заглубленные в массив стены, угловые пилястры и подоконные ниши.

К 1897 г. количество дворов увеличилось до 1475, а жителей стало ок. 26 тыс. Рост города был связан с некоторым подъемом промышленности. В этот период в Стародубе действовали 4 пенькотрепальные фабрики, кожевенный и пивоваренный заводы, ежегодно проводились четыре ярмарки. В 1900 г. от станции Унеча была подведена железнодорожная ветка, включившая Стародуб в транспортную сеть России.

На главной улице сохранилось несколько зданий, построенных на рубеже 19-20 вв.: дома по ул. Московской 11,18 и 37 сооружены в смешанной технике (низ кирпичный, верх деревянный), а в их декоративном убранстве сочетается кирпичное узорочье с деревянной пропильной резьбой. Характерными образцами застройки Стародуба этого периода являются женская гимназия на Красной ул. (Краснооктябрьская, 9) и двухэтажный кирпичный дом 1905 г. постройки (ул. Красная площадь, 11), выполненные в формах классицистической архитектуры (пилястры, арочные и прямоугольные окна, рамочные наличники).

В период гражданской войны город временно (1917-18 гг.) находился под властью немцев. В 1919 г. Стародубский уезд был выделен из Черниговской губ. и присоединен к Гомельской. В 1926 г. после передачи Гомеля Белоруссии Стародубский уезд был включен в Брянскую губ., в 1929 г. - в Западную обл., а в 1938 г. в связи с ее разделением - в состав Орловской обл. За двадцать с небольшим лет (1919-41 гг.) Стародуб становится центром развитой промышленности по переработке сельскохозяйственных продуктов.

С августа 1941 г. по сентябрь 1943 г. город был оккупирован немецкими войсками и подвергся большим разрушениям. Почти полностью были уничтожены 336 жилых домов, здания педучилища и десятилетней школы, все промышленные и культурно-просветительные учреждения. После освобождения Стародуба потребовались значительные усилия для восстановления предприятий, жилых и общественных зданий. К сожалению, в 1950-е гг. была полностью разобрана церковь Иоанна Предтечи -- замечательный памятник архитектуры нач.18 в.

Активная реконструкция городской застройки стала проводиться по проекту, разработанному в 1962 г. институтом "Брянскгражданпроект". В соответствии с ним, территория Стародуба поделена на три района, два из которых расположены на левом берегу р. Бабинец, а третий - в Заречье. Центр города сохранен на прежнем месте, но подвергся реконструкции: между улицами Свердлова и Московской, которые связывают центр с вокзалом, построенным в это же время на северной окраине города, вместо старых кварталов пролегла широкая полоса зеленых насаждений. Здесь разместились лишь несколько общественных зданий, в их числе Дом Советов и Дом культуры. Такая же зеленая полоса ведет от центра к пойме р. Бабинец, берега которой благоустраиваются. Кроме этих нововведений проект не внес ничего существенного в планировочную структуру, ограничившись частичной реконструкцией основных магистралей и спрямлением некоторых улиц. Заметней изменилась объемная композиция городского пространства за счет повышения этажности жилых домов: среди низкой, одно-двухэтажной застройки появились дома до пяти этажей. Памятников архитектуры в Стародубе немного, но роль их чрезвычайно велика. Бывший полковой казацкий собор Рождества Христова, Богоявленская и Старо-Никольская церкви. Екатерининский острог, пожарная каланча и жилые дома кон. 18 - нач. 20 в., расположенные в центральной части современного города, образуют заповедный уголок древнего Стародуба и играют большую роль в формировании его панорамы, воспринимаемой с речки Бабинец. Главное достоинство города -- почти нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярно-го градостроительства.

 

Книга.., 1839, № 402; Городские поселения. 1865, с. 351-361; Филарет, 1873, кн. 7, с. 1-31; "Летопись Самовидца".., 1878, с. 2-3; Лазаревский 1888, с. 1-12, 105-242; Русов, с. 70, 251; Уварова, с. 88; Самоквасов, 1908, с. 38; Мяло, с. 34; Тихомиров, 1956, с. 34; Соколов, Русанов, 1968, с. 214-218; Цапенко, 1972, с. 86-93; Русанов, Соколов, 1975, с. 169-174; Соболева, 1981, с. 217; Шинаков. 1984,с. 101;1987а,с.118-119; Винклер,с. 15, 143; Городков, 1990, с. 86-102; Археологическая карта России, 1993; АИА, № 9012, 10109, 11048 11879.

 

Стр.3

Страницы - 1,  2,  3,  4,  5,  6,  7,  8.