Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Стр.7

В 1704г. за Миклашевским значилось 2 мельницы на р. Бабинце одна о двух колесах, приобретенная на плотине, вторая об одном колесе на плотине "своим коштом занятая".57

Безусловно, мельницы на плотинах представляли собой важный источник дохода для владельцев, будь то король, город или частное лицо.

 

в) Стародубские цеха XVII в.

В г. Стародубе, как и в других северских и украинских городах в период феодализации существовали цеховые ремесленные объединения.

Так, в 1665 г. стародубский полковник пожалован "оборонный лист" цеху калачников.

В 1667 г. - цеху кузнецов.

В 1669 г. - стародубский магистрат пожаловал "лист" кравецкому цеху.

В 1672 г. - шаповальскому цеху.

В 1675 г. - последовала грамота ковальскому цеху.

В 1705 г. - цеху музыкантов.

В 1716 г. - вновь калачницкому цеху.

Цеховые ремесленные объединения возникали независимо от предоставления городам Магдебургского права. Как и в городах феодальной Европы цехи ремесленников диктовались экономической необходимостью. Городские ремесленники создавали объединения для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделие. Ремесленные объединения являлись значительной силой при избрании должностных лиц в городские учреждения, которые опирались на цеховые объединения в своей повседневной деятельности.59

В Стародубе, как и в других северских и украинских городах, ремесленные объединения создавали братства со шпиталями (богадельнями) и школами. К каждому братству был приписан какой-либо храм. Ремесленные братства материально поддерживали эти учреждения. Так к музыкантам, а затем к калачникам был приписан храм Иоанна Предтечи, к кузнецам - Рождества Богородицы, кравецкому цеху - Никольская церковь.60 Известно "Зарецкое Братство" при церкви Положения Ризы Богоматери.61 

Цеховые "шатали" служили местом убежища для беглых из России. Значительное количество этих богаделен можно наблюдать на дорегулярном плане города к. XVIII в.(илл.2).

Однако уже в XVIII в. Стародубские цеха себя изжили. Монополизация труда отразилась отрицательно на развитии промышленности. Изделия цехов не совершенствовались и постепенно вытеснялись иностранными изделиями. Местная шерсть доставляла только грубое крестьянское сукно, из местной пеньки выделывала грубое полотно и жесткую ткань - лычак (для одежды мещан).

Кроме того, магистрат облагал пошлинами свои городские товары, что вело к упаду промышленности.62

3. Пожары 2 пол. XVII в.

В 1677 г. сильнейший пожар уничтожил стародубскую крепость и часть застройки посада: "Все укрепленное место сгорело, не осталось ни одной хаты, даже обгорели валы городские и за крепостью сгорело несколько сот строений".63

В крепости в то время существовало четыре больших храма. "Погорели огромные постройки четырех церквей Божиих, стоявших в самом городе со всем их украшением, которое славилось по всей Украине, как по письму образов, так по звону колокольному".64

"Летопись самовидца" сообщает и о пожарах Стародуба 1680-81 гг. При пожаре 1691г. вновь горела церковь Рождества Христова. Тогда же сгорела "церковь Николая со звонницей" (неизвестно какая - Ново-Никольская или Старо-Ннкольская).

При пожаре 1693 г. был разграблен соляной амбар Строгановых.65

4. Церкви Стародуба 2 пол. XVII в.

Из упомянутых четырех храмов (сгоревших при пожаре 1677г.) внутри крепости с уверенностью можно назвать две: собор Рождества Христова и Старо-Никольскую церковь. Первоначальный собор Рождества Христова по страховым документам 1910 р. относился к XIII в.66 В ныне существующем соборе Рождества Христова сохранилась плита с надписью 1405 года.67

Старо-Никольская церковь существовала уже в 1669 г., т.к. в тот год к ней был приписан кравецкий цех.68

После пожара 1677 г. город вновь был отстроен и украшен новыми храмами.

В 1682г. уже существовал деревянный Ново-Никольский храм. Располагался он в крепости к западу от собора Рождества Христова.

В 1688г. была построена деревянная Покровская церковь (за рекой Бабинцем, в юго-восточной части города).

В 1690 г. уже существовали следующие церкви: Георгиевская (местоположение не известно), Михаила Архангела (за рекой Бабинцем в юго-западной части города), деревянная церковь Успения Богородицы, (находилась к юго-востоку от крепости на северном берегу р. Бабинец).

В 1691 г. была восстановлена Старо-Никольская церковь.

В 1698 г. выстроена каменная Спасо-Преображенская церковь в крепости.

С 1664 г. известна церковь Положения Ризы Богоматери в Влахерне (вероятно, существовала на месте сохранившейся церкви Богоявления69 в Заречье, у въезда на плотину с Новгород-Северской дороги).

С 1667 г. известна церковь Рождества Богородицы70 (находилась напротив юго-западного угла крепости).

Постройка церквей Архангела Михаила, Преображения Господня и восстановление Старо-Никольской церкви являлись заслугой стародубского полковника М.А.Миклашевского.

В 1693 г. уже существовала Петропавловская церковь в восточном конце Красной (современной Краснооктябрьской) улице.

В общей сложности, учитывая еще два неизвестных (сгоревших при пожаре 1677 г.) храма в крепости во II пол. XVII в. в Стародубе насчитывалось двенадцать храмов.

5. Планировочная структура города в XVII в.
Функциональное зонирование

а) Крепость.

Основным ядром Стародуба XVII в. являлась крепость, созданная при поляках. Крепость возникла в центре города по обе стороны глубокого оврага (современная северная часть улицы Фрунзе), рассекавшего укрепленный валами и рвами город на западную и восточную половины. "Западная" крепость располагалась в границах современных улиц: с юга - переулка Фрунзе, с юго-запада ул.Крупской, с запада - Красная площадь. "Восточная крепость" ограничивалась современными улицами: с севера - ул.Калинина, с востока ул.Луначарского, с юга - ул.Горького.

Первоначальное городское укрепление, а впоследствии и острог XVII в. находились на Солдатской горе в юго-восточном углу "западной" крепости. Известно, что в крепости XVII в. было 4 храма. Главный собор города, церковь Рождества Христова находилась на рынке "близко камор крамних".71

Здесь, в крепости "в самом паркане Стародубовском" помещался Старо-Никольский Артемовский братский двор (цех кравцов), Старо-Никольская школа,72   двор Печерского монастыря. 73  Здесь имели дворы лучшие люда города: полковник М. Миклашевский,74  бурмистр,75 значные товарищи войсковые76 , мещане Москали и Белошапко.77  Для участков продававшихся в крепости в 1693 г. характерна незастроенность, после пожаров. Так, полковник М.Миклашевский приобрел пустопорожний двор рядом с "Брацким кравецким".78  Бывший полковник стародубский, бурмистр Стефан Тимофеевич скупил три пустопорожних двора, один из них "пожаром заруйнованный".79

Выводы.

Как следует из "Летописи самовидца" 1677 г. и "Протокула до записованя справ" 1693 г.80  стародубская крепость к. XVII в. выполняет функцию общегородского центра. Она имеет

 

Стр.7

Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.