землям древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань
Русам. Кормясь таким образом в течение целой зимы, князь с дружиной в апреле,
после ледохода возвращался в Киев. Отправляясь в так называемое "большое
полюдье", князь с дружиной шел вначале вверх по Днепру (от Киева до Смоленска),
затем вниз по Десне обратно до Киева. Из-за того, что славянские племена еще
сохраняли политическую самостоятельность, и их отношение к русам можно назвать
скорее враждебным, - киевские князья не рисковали заходить в глубь племенных
земель, а двигались или по нейтральным (межплеменным) территориям, или по
окраинным землям. Поэтому, часть маршрута полюдья проходила по Судости (от ее
верховий до устья Вабли), затем вдоль Вабли, Бабинца, с выходом на Титву и Сновь
и уже по Снови дружины спускались на Десну и далее в Днепр(10).
Таким образом, князь проходил между землями северян и радимичей. Для обеспечения
безопасности дружины и для сбора дани через определенные промежутки пути
создавались становища - укрепленные городки, куда свозилась собранная с племен
дань и где дружина могла отдохнуть, а в случае необходимости - отразить
нападение неприятеля. Расстояние между такими становищами не должно было
превышать дневного перехода - т.е. 30 - 35 верст. Так на Снови появляется
городок у нынешнего села Оптени, через 30 верст, уже на Титве-Сказов-город, еще,
приблизительно через такой же отрезок пути, уже на Бабинце - становище на месте
Стародуба и еще один пункт, в низовьях Вабли - на месте нынешнего села Синин.
Эти становища очень скоро превращаются в опорные пункты киевской экспансии. На
некоторых из них, наиболее важных, узловых, в первую очередь в Стародубе,
поселяются переселенцы (этнические поляне и, может быть, некоторое количество
западных северян, скорее всего, выходцев из территории, подконтрольной Киеву),
обеспечивающие хозяйственные и бытовые потребности дружины, которая
располагается неподалеку в укрепленном лагере. Таким лагерем, вероятно, и было
городище в устье Бабинца к западу от села Левенка, о котором говорилось выше.
Таким образом, уже в конце 9 века (видимо, вскоре после 884 года) русские
дружины поднимаясь вверх по Снови и Титве закрепляются на берегах Бабинца и
Вабли. Во всяком случае, как показал на основе анализа письменных источников
А.Н.Насонов, территория "Русской земли" в это время включает в себя и междуречье
Снови и Десны(11).
Академик Б.А.Рыбаков, уточняя вопрос о северо-восточных границах "Русской земли"
в 9 веке, прямо говорит о принадлежности Стародуба и его округи древнерусскому
государству(12).
Подводя итоги вышесказанному, можно предположить, что Стародуб возник как
становище на пути полюдья вскоре после 885 года и был основан не славянами, а
Русью, киевским князем и его первыми жителями были киевские дружинники и
переселенцы из окрестностей Киева и Чернигова. Сам городок-становище
располагался на одном из высоких и обрывистых мысов левого коренного берега
Бабинца, который известен ныне как "Солдатская гора". Рвы, валы и деревянные
крепостные стены защищали становище и его жителей от недружественных соседей.
Совсем рядом с городком, на соседнем мысу, поселились ремесленники,
изготовлявшие и ремонтировавшие оружие, различные бытовые предметы,
хозяйственную утварь и земледельцы, освоившие плодородные земли в ближайшей
округе и обеспечивавшие дружинников и горожан продуктами питания.
4. От становища к городу.
На протяжении 10 века усиливалась роль Стародуба как
административно-хозяйственного центра "Вабле-Титвинского" участка полюдья, очень
быстро росло население и резко увеличилась территория занятая городом.
Совершенствовались прежние и возводились новые городские укрепления. Во всяком
случае, уже к середине 10 века, Стародуб представлял собой достаточно большое
укрепленное поселение и состоял из детинца и большого посада. Стародубский
детинец (кремль) находился на мысу (ныне
Солдатская гора) и был обнесен по периметру земляным валом.
По гребню вала шла бревенчатая крепостная стена с
башнями. В центре детинца возвышалась сторожевая башня - донжон. От
коренного берега детинец был отделен крепостным рвом. С севера к детинцу
примыкал обширный, площадью не менее 23 - 25 гектаров посад(13)
в пределах нынешних Красной площади, Советской площади, ул. им.Фрунзе (от ул.
им.Калинина до ул. им.Малеча). По периметру посада так же был выкопан ров и
насыпан вал. По гребню вала шла крепостная стена, построенная из бревенчатых
срубов, заполненных землей. Через определенные промежутки над стеной возвышались
башни. Кроме того, часть города располагалась на правом берегу Бабинца -
напротив Солдатской горы. В детинце размещался посадник или боярин,
осуществлявший от имени князя управление данным участком пути полюдья и
прилегающей округой, а на посаде селились ремесленники, торговцы, семьи
дружинников. Кроме того, в случае военных конфликтов, на посаде могли найти
укрытие и защиту жители окрестных сельских поселений. До середины 70-х годов
нашего столетия на восточной окраине Стародуба еще существовал курганный
могильник, где может быть, были похоронены первые жители Стародуба - русские
дружинники.
В 6 - 7 верстах к востоку от Стародуба, в устье Бабинца в укрепленном лагере,
как уже было сказано, дислоцировалась часть киевской дружины. Кроме охраны
указанного участка полюдья, дружинники обеспечивали военнополитическое
присутствие Киева на радимичско-северянском пограничье и оборону
северо-восточного рубежа "Русской земли".
В это же время началось активное заселение и сельскохозяйственное освоение
Стародубской округи, появились поселения на берегах Катовки, Бабинца, Вабли,
Титвы, Пятки и других речек. В связи с этим Стародуб начал приобретать новую для
себя роль - постепенно становился административным, экономическим, торговым и,
возможно, культовым центром формирующейся сельскохозяйственной округи.
Первый этап существования и развития Стародуба и его округи неразрывно связан с
большим полюдьем и во многом обусловлен его функционированием. Однако такая
форма взаимоотношений Руси и соседних, обложенных данью земель, могла
существовать до тех пор, пока эти земли (в данном случае радимичи и северяне)
сохраняли известную автономию. Киевские же князья объективно стремились к
полному и безусловному включению левобережных племен в состав Киевского
государства. В 984 году великий киевский князь Владимир Святославович предпринял
поход на радимичей и его воевода Волчий Хвост разгромил радимичскую дружину на
реке Пищане.
Несколько дольше сохраняли автономию северяне. И не только сохраняли, но и
активно пытались освободиться от даннической зависимости Киеву. Воспользовавшись
вспыхнувшим конфликтом между великим киевским князем Ярославом Владимировичем
(Мудрым) и его братом Мстиславом, северяне приняли сторону последнего. В
знаменитой битве при Листвине в 1024 году, Мстислав выставил своих союзников
северян против варягов, сражавшихся на стороне Ярослава, и в ходе сражения
варяжский отряд и северянская дружина уничтожили друг-друга. Введя в бой свежие
силы (свою дружину), Мстислав обратил Ярослава в бегство. Однако, в итоге,
братья разошлись полюбовно и поделили Русскую землю по Днепру. Земли по правому
берегу Днепра с Киевом остались за Ярославом, а Мстислав сел в Чернигове,
получив во владение по договору земли по левому берегу Днепра, включая и
территорию занятую северянами. В течение 12 лет после этой битвы, северяне еще
сохраняли свою самостоятельность. После смерти Мстислава в 1036 году, Ярослав
вновь восстановил свою власть над левобережьем. Однако, великий киевский князь
уже не удовлетворился получением дани от северян и предпринял ряд походов в
Северскую землю, сопровождавшихся массовыми погромами, в результате которых
население Северской земли значительно сократилось, а северянское
территориально-политическое объединение было полностью ликвидировано(14).
Все это привело к тому, что большое полюдье во второй четверти 11 века теряет
свое значение, а к 1040-м годам и вовсе перестает функционировать. В связи с
этим прекращает свое существование и дружинный лагерь располагавшийся у устья
Бабинца. Все функции по управлению округой окончательно сосредотачиваются в
Стародубе. Город становится, административным, военным и хозяйственным центром
формирующейся волости.
5. Стародуб в составе Черниговского княжества.
Второй этап существования и развития Города совпадает с периодом раздробления
территории Киевского государства, начавшимся после смерти великого киевского
князя Ярослава Мудрого в 1054 году. Еще при жизни, князь раздал "столы" в
русских городах своим сыновьям Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю и
Вячеславу. По воле Ярослава, в Чернигове сел на княжение его второй сын
Святослав (старшему из оставшихся в живых к тому времени сыновей - Изяславу
Ярослав завещал Киев). Власть
Святослава распространилась на огромную
|