Н.Е.Ющенко
«
ГОРОД, В КОТОРОМ
МЫ ЖИВЕМ »
1. Как искали и нашли древний Стародуб.
Среди почти полутора десятков древнерусских летописных городов, более или менее
надежно выявленных на территории Брянской области, Стародуб является, без
сомнения, наиболее древним, как по упоминанию в летописях, так и по обнаруженным
археологическим материалам. Нас не должны вводить в заблуждение шумные и
торжественные мероприятия по празднованию 1000-летних юбилеев Трубчевска и
Брянска в 1975 и 1985 годах, так как ни в одном из этих городов, несмотря на
многолетние упорные поиски, археологам так и не удалось обнаружить городские
слои древнее 12 века. Однако, мы пока не будем останавливаться более подробно на
рассмотрении этих более политических, чем исторических актов, так как это не
входит в нашу задачу.
Впервые, в сохранившихся летописных сводах, упоминание Стародуба можно увидеть в
Лаврентьевской летописи, в "Поучении Владимира Мономаха своим детям". Описывая в
"Поучении" свою жизнь, Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125гг.) - один из
известнейших русских князей, в частности, рассказывает о том как однажды
"на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с
половци, на Деснь изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на
заутреь за Новым Городом разогнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ
весь отяхом". (1)
Год, когда произошло это событие, ни в "Поучении", ни в самой летописи не
указан, однако, из анализа текста можно достаточно уверенно предположить, что
разговор идет о зиме 1078 - 1079 годов.
Связь нынешнего Стародуба с древнерусским летописным городом почти не вызывала
сомнений, но проводившиеся время от времени поиски остатков древнего Стародуба
как на территории города, так и в его окрестностях, на протяжении более ста лет
не приносили желаемых результатов. В то же время, округа Стародуба насыщена
интереснейшими археологическими памятниками, привлекавшими внимание многих
ученых. Так, еще в конце 19 века, известный исследователь славяно-русских
древностей, археолог Д.Я.Самоквасов провел успешные археологические раскопки
курганных могильников у сел Мериновка и Левенка. Особенно впечатляющими
оказались материалы из левенских курганов, где были похоронены русские
дружинники(2).
Дальнейшее изучение окрестностей Левенки показало, что во второй половине 10
века, к западу от современного села, на левом берегу Вабли, существовал
укрепленный лагерь киевских дружинников. Тогда же родилось предположение, что
первоначально древний Стародуб и был основан в излучине Вабли, а позднее, после
очередного погрома, перенесен на современное место.
Другую версию изложил А.Лазаревский, отнеся летописный Стародуб также на берега
Вабли, но уже в район Десятухи, где до сих пор видны остатки позднесредневековой
крепости(3)
(кстати, единственной, столь хорошо сохранившейся в России).
Последний вариант этого предположения появился уже в 70-80-е годы 20 века после
исследований древнерусского городища у села Рябцево, проведенных
О.Н.Мельниковской, А.В.Кузой и другими археологами. Богатый научный материал,
обнаруженный исследователями, наталкивал на мысль о том, что это городище
являлось остатками первоначального Стародуба(4).
Проблема древнерусского Стародуба получила неожиданное разрешение в 1981 году,
когда в историческом центре современного города, на Красной площади, началось
строительство нового здания районного отделения Госбанка. Силами работавшего
тогда при районном доме пионеров археологического кружка были сделаны зачистки
стенок котлована и произведен сбор археологического материала. Среди находок
оказались и предметы (фрагменты гончарной посуды, украшения, детали одежды, и
пр.) конца 10 - 13 веков. Приглашенные в 1982 году сотрудники Института
Археологии Академии Наук СССР и Черниговского госпединститута А.В.Куза и
В.П.Коваленко подтвердили наличие древнерусского культурного слоя в районе
строительства(5).
С 1983 по 1988 год на территории Стародуба регулярно производились
археологические раскопки под руководством преподавателя БГПИ Е.А.Шинакова и
автора этих строк(6).
Было заложено около полутора десятков раскопов и шурфов, в результате
исследования которых, открылись многие, неизвестные ранее страницы истории
Стародуба.
2. Что здесь было, когда Стародуба не было.
Прежде, чем приступить к изложению истории Города, необходимо коротко описать
историческую ситуацию, сложившуюся во второй половине первого тысячелетия в
междуречье Снови и Судости.
Приблизительно в 5 веке по Судости и ее притокам расселяется некая этническая
общность с характерными, присущими только ей особенностями материальной
культуры. В науке этот своеобразный культурный комплекс получил условное
наименование "колочинская археологическая культура" - по названию села Колочин в
Гомельской области, где впервые были встречены древности такого типа. Этническая
принадлежность носителей этой культуры до сих пор остается неясной, как
неизвестен и язык, на котором они разговаривали. По мнению одних исследователей,
"колочинцы" принадлежали к раннеславянской общности, по мнению других - "колочинцы"
относились к родственной славянам т.н. балтской языковой группе. Селились "колочинцы",
как правило, на берегах рек или ручьев, в неукрепленных поселениях. Их поселения
были обнаружены, в том числе, по берегам Вабли и Бабинца у сел Синин, Басихино,
Левенка, Мериновка. Кроме того, археологические памятники колочинской культуры
выявлены по берегам р. Титвы и ее притоков - у сел Ярцево и Чубковичи(7).
Из-за слабой изученности колочинской культуры, о судьбе ее носителей можно
только предполагать. Во всяком случае, по мнению большинства специалистов, после
200 или 300 лет существования, колочинцы были вытеснены пришедшими в бассейн
Судости славянскими племенами северян, носителями роменской археологической
культуры, названной так по наименованию города Ромны Сумской области, в
окрестностях которого впервые были исследованы памятники с характерным
материалом.
К 9 - 10 векам северяне распространились по берегам Судости и наиболее крупным
ее притокам, в том числе, их памятники выявлены и в низовьях Вабли(8).
В среднем и верхнем течении Вабли и по Бабинцу северянских поселений обнаружено
не было (единичные находки роменской керамики при раскопках археологических
памятников, находящихся у Левенки и в Стародубе, на наш взгляд, не могут
говорить о существовании здесь роменских поселений). По ряду признаков можно
предположить, что на таких, не освоенных северянами территориях, колочинское
население продолжало существовать вплоть до 11 века.
Почти одновременно с северянами в Посожье и на прилегающих территориях
расселяются другие славянские племена - радимичи. Видимо, с конца 9 - 10 веков
радимичские племена достигают восточного берега Ипути и верховьев Снови.
На этом дальнейшее продвижение их на юго-восток прекращается. Берега Бабинца и
непосредственно прилегающая к нему территория, как мы видим, к исходу 1
тысячелетия славянами освоена не была.
3. Откуда есть пошел град Стародуб.
Несколько ранее, на рубеже 8 - 9 веков, в среднем Поднепровье, на территории
одного из славянских союзов племен - полян, в районе Киева, начинает
складываться первое восточнославянское раннегосударственное образование.
Одновременно с формированием, Киевское государство, ведет активные действия,
направленные на установление контроля над соседними славянскими землями. В
отношении северян и радимичей, являвшихся к тому времени данниками Хазарского
каганата это выглядело как "переориентация" выплаты ими дани, теперь уже Киеву.
"В год 884.
Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не
позволил им платить дань хазарамъ, говоря так: "Я враг их, и вам им платить
незачем"(9).
Через год, в 885 году Олег предпринял аналогичные действия против радимичей.
Реализация даннической зависимости в ту пору обеспечивалась так называемым
"полюдьем". Сама система сбора дани в виде полюдья, характерна для
раннегосударственных отношений и хорошо известна по многим письменным
источникам. Ежегодно, в ноябре князь вместе со своей дружиной выходил из Киева и
отправлялся в круговой объезд по славянским
|