Страницы - 1,  2,  3,  4.

Стр.1

Н.Е.Ющенко
« ГОРОД,  В  КОТОРОМ  МЫ  ЖИВЕМ »

1. Как искали и нашли древний Стародуб.

Среди почти полутора десятков древнерусских летописных городов, более или менее надежно выявленных на территории Брянской области, Стародуб является, без сомнения, наиболее древним, как по упоминанию в летописях, так и по обнаруженным археологическим материалам. Нас не должны вводить в заблуждение шумные и торжественные мероприятия по празднованию 1000-летних юбилеев Трубчевска и Брянска в 1975 и 1985 годах, так как ни в одном из этих городов, несмотря на многолетние упорные поиски, археологам так и не удалось обнаружить городские слои древнее 12 века. Однако, мы пока не будем останавливаться более подробно на рассмотрении этих более политических, чем исторических актов, так как это не входит в нашу задачу.

Впервые, в сохранившихся летописных сводах, упоминание Стародуба можно увидеть в Лаврентьевской летописи, в "Поучении Владимира Мономаха своим детям". Описывая в "Поучении" свою жизнь, Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125гг.) - один из известнейших русских князей, в частности, рассказывает о том как однажды "на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с половци, на Деснь изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутреь за Новым Городом разогнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ весь отяхом". (1) Год, когда произошло это событие, ни в "Поучении", ни в самой летописи не указан, однако, из анализа текста можно достаточно уверенно предположить, что разговор идет о зиме 1078 - 1079 годов.

Связь нынешнего Стародуба с древнерусским летописным городом почти не вызывала сомнений, но проводившиеся время от времени поиски остатков древнего Стародуба как на территории города, так и в его окрестностях, на протяжении более ста лет не приносили желаемых результатов. В то же время, округа Стародуба насыщена интереснейшими археологическими памятниками, привлекавшими внимание многих ученых. Так, еще в конце 19 века, известный исследователь славяно-русских древностей, археолог Д.Я.Самоквасов провел успешные археологические раскопки курганных могильников у сел Мериновка и Левенка. Особенно впечатляющими оказались материалы из левенских курганов, где были похоронены русские дружинники(2). Дальнейшее изучение окрестностей Левенки показало, что во второй половине 10 века, к западу от современного села, на левом берегу Вабли, существовал укрепленный лагерь киевских дружинников. Тогда же родилось предположение, что первоначально древний Стародуб и был основан в излучине Вабли, а позднее, после очередного погрома, перенесен на современное место.

Другую версию изложил А.Лазаревский, отнеся летописный Стародуб также на берега Вабли, но уже в район Десятухи, где до сих пор видны остатки позднесредневековой крепости(3) (кстати, единственной, столь хорошо сохранившейся в России).

Последний вариант этого предположения появился уже в 70-80-е годы 20 века после исследований древнерусского городища у села Рябцево, проведенных О.Н.Мельниковской, А.В.Кузой и другими археологами. Богатый научный материал, обнаруженный исследователями, наталкивал на мысль о том, что это городище являлось остатками первоначального Стародуба(4).

Проблема древнерусского Стародуба получила неожиданное разрешение в 1981 году, когда в историческом центре современного города, на Красной площади, началось строительство нового здания районного отделения Госбанка. Силами работавшего тогда при районном доме пионеров археологического кружка были сделаны зачистки стенок котлована и произведен сбор археологического материала. Среди находок оказались и предметы (фрагменты гончарной посуды, украшения, детали одежды, и пр.) конца 10 - 13 веков. Приглашенные в 1982 году сотрудники Института Археологии Академии Наук СССР и Черниговского госпединститута А.В.Куза и В.П.Коваленко подтвердили наличие древнерусского культурного слоя в районе строительства(5). С 1983 по 1988 год на территории Стародуба регулярно производились археологические раскопки под руководством преподавателя БГПИ Е.А.Шинакова и автора этих строк(6). Было заложено около полутора десятков раскопов и шурфов, в результате исследования которых, открылись многие, неизвестные ранее страницы истории Стародуба.

 

2. Что здесь было, когда Стародуба не было.

Прежде, чем приступить к изложению истории Города, необходимо коротко описать историческую ситуацию, сложившуюся во второй половине первого тысячелетия в междуречье Снови и Судости.

Приблизительно в 5 веке по Судости и ее притокам расселяется некая этническая общность с характерными, присущими только ей особенностями материальной культуры. В науке этот своеобразный культурный комплекс получил условное наименование "колочинская археологическая культура" - по названию села Колочин в Гомельской области, где впервые были встречены древности такого типа. Этническая принадлежность носителей этой культуры до сих пор остается неясной, как неизвестен и язык, на котором они разговаривали. По мнению одних исследователей, "колочинцы" принадлежали к раннеславянской общности, по мнению других - "колочинцы" относились к родственной славянам т.н. балтской языковой группе. Селились "колочинцы", как правило, на берегах рек или ручьев, в неукрепленных поселениях. Их поселения были обнаружены, в том числе, по берегам Вабли и Бабинца у сел Синин, Басихино, Левенка, Мериновка. Кроме того, археологические памятники колочинской культуры выявлены по берегам р. Титвы и ее притоков - у сел Ярцево и Чубковичи(7). Из-за слабой изученности колочинской культуры, о судьбе ее носителей можно только предполагать. Во всяком случае, по мнению большинства специалистов, после 200 или 300 лет существования, колочинцы были вытеснены пришедшими в бассейн Судости славянскими племенами северян, носителями роменской археологической культуры, названной так по наименованию города Ромны Сумской области, в окрестностях которого впервые были исследованы памятники с характерным материалом.

К 9 - 10 векам северяне распространились по берегам Судости и наиболее крупным ее притокам, в том числе, их памятники выявлены и в низовьях Вабли(8). В среднем и верхнем течении Вабли и по Бабинцу северянских поселений обнаружено не было (единичные находки роменской керамики при раскопках археологических памятников, находящихся у Левенки и в Стародубе, на наш взгляд, не могут говорить о существовании здесь роменских поселений). По ряду признаков можно предположить, что на таких, не освоенных северянами территориях, колочинское население продолжало существовать вплоть до 11 века.

Почти одновременно с северянами в Посожье и на прилегающих территориях расселяются другие славянские племена - радимичи. Видимо, с конца 9 - 10 веков радимичские племена достигают  восточного берега Ипути и верховьев Снови. На этом дальнейшее продвижение их на юго-восток прекращается. Берега Бабинца и непосредственно прилегающая к нему территория, как мы видим, к исходу 1 тысячелетия славянами освоена не была.

3. Откуда есть пошел град Стародуб.

Несколько ранее, на рубеже 8 - 9 веков, в среднем Поднепровье, на территории одного из славянских союзов племен - полян, в районе Киева, начинает складываться первое восточнославянское раннегосударственное образование. Одновременно с формированием, Киевское государство, ведет активные действия, направленные на установление контроля над соседними славянскими землями. В отношении северян и радимичей, являвшихся к тому времени данниками Хазарского каганата это выглядело как "переориентация" выплаты ими дани, теперь уже Киеву. "В год 884. Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарамъ, говоря так: "Я враг их, и вам им платить незачем"(9). Через год, в 885 году Олег предпринял аналогичные действия против радимичей.

Реализация даннической зависимости в ту пору обеспечивалась так называемым "полюдьем". Сама система сбора дани в виде полюдья, характерна для раннегосударственных отношений и хорошо известна по многим письменным источникам. Ежегодно, в ноябре князь вместе со своей дружиной выходил из Киева и  отправлялся  в  круговой  объезд  по  славянским

 

Стр.1

Страницы - 1,  2,  3,  4.