Территория
усадьбы, состоящей из ряда зданий и парка, в плане представляет
прямоугольник. Она располагается на левом возвышенном берегу
запруженной речки, которая образовала искусственное озеро. Центром
усадьбы был возведенный в 1804
г. дом -парадное
двухэтажное здание величественной архитектуры со стройным шестиколонным
портиком коринфского ордера на главном фасаде (илл. на с.
38). По сторонам дома находились два несколько
выдвинутых вперед флигеля, а перед ним
-- курдонер с цветниками. Ближе к плотине
стояла колонная беседка-ротонда (позднее использовалась под
библиотеку), оградой она соединялась с правым
флигелем. Рядом с беседкой возвышалась нарядная церковь, возведенная ранее
усадебных построек и ставшая высотной доминантой всего ансамбля.
За
домом, к северу от церкви, находился регулярный парк, в котором были пруд с
островком и различные садово-парковые сооружения. Вблизи усадьбы в нач.
19 в. была устроена большая суконная фабрика,
оборудованная новейшими заграничными машинами.
Сукна продавались на ярмарках Киева, Курска, Полтавы, Брянска и других городов.
В усадьбе бывал зять М.П. Миклашевского А.Ф. Бриген
(1792-1859) -участник Отечественной войны
1812 г., член "Союза благоденствия"
(1818) и Северного общества.
Сын М.П. Миклашевского А.М. Миклашевский в феврале 1821
г. был принят в тайное общество офицеров Измайловского полка.
10 января 1822
г. вместе с А.Ф. Бригеном арестован в имении своего отца Березовке (по другим
данным, в с. Понуровка). Сослан на Кавказ. 1
декабря 1831 г. был убит при
штурме крепости Агач-Кале в Дагестане.
Одна из замечательных усадеб Брянщины эпохи классицизма, отличавшаяся особой
парадностью и подлинно дворцовым размахом архитектуры. В настоящее время от
обширного ансамбля усадьбы сохранились лишь церковь,
один из флигелей дома и часть
запущенного парка.
Церковь
Рождества Богородицы.
Монументальный усадебный храм периода раннего классицизма, в архитектуре
которого чувствуется влияние украинского барокко. Крупное центрическое здание с
оригинальным четырехлепестковым построением (отдельно стоявшая колокольня
утрачена) имеет массивные кирпичные стены, оштукатуренные снаружи и внутри.
В пространственной композиции отчетливо проявляется зависимость от украинских
храмов кон. 17 - 18 в. Это
высокий крестообразный двухъярусный объем с закругленными рукавами и небольшими
(достигают лишь первого яруса) прямоугольными пристройками в углах между ними.
Над средокрестием возвышается большой световой восьмерик с восьмигранным
куполом, увенчанным миниатюрной главкой на граненом постаменте.
Основу классицистически строгого декора фасадов здания составляют одинаковые по
рисунку антаблементы с тонко профилированным карнизом и рядом прямоугольных
нишек-ширинок во фризе, завершающие каждый из ярусов и восьмерик. Стены членят
широкие пилястры, более крупные и рустованные в нижнем ярусе, суженные и
украшенные по всей высоте узкой с остроугольным верхом филенкой в верхнем; на
восьмерике пилястры расположены прямо на углах. Крупные оконные проемы с
лучковыми перемычками обрамлены своеобразными наличниками в стиле украинского
барокко (в настоящее время большей частью срублены): двойная плоская тяга
свободно обегает вокруг окна, образуя лучковые фронтоны с уступами на углах,
замковыми камнями и "ушами". Идентичную форму имеют и порталы в центре трех
рукавов креста (кроме восточного).
Внутреннее пространство храма отличается подчеркнутым вертикализмом. Высокие
рукава креста с коробовыми сводами и конхами над апсидами полностью открыты в
подкупольную часть с восьмериком на плоских парусах, завершенным куполом.
Небольшие угловые помещения с крестовыми сводами соединены с рукавами арочными
проходами, превращая мощные угловые пилоны в первом ярусе в столбы, а сам храм
на этом уровне в четырехстолпный. В юго-восточном помещении располагался придел
Михаила Архангела.
Узкая внутристенная лестница справа от главного,
западного входа ведет на хоры. Прежняя богатая внутренняя отделка храма,
включавшая настенные росписи мастеров-итальянцев, не сохранилась.
Флигель.
Характерная для 1-й трети
19 в. усадебная служебная постройка в стиле позднего
классицизма выделяется монументальностью облика. Сооружена из кирпича и
оштукатурена; к торцу примыкает более поздняя пониженная пристройка.
Сравнительно крупный двухэтажный объем флигеля, в плане близкий к квадрату,
завершен пологой вальмовой кровлей. Чердачная надстройка с круглым окном по
центру главного фасада покрыта двускатной кровлей.
Стены четко разделены междуэтажным карнизом. В первом этаже окна прямоугольные,
во втором арочные. Крупный квадровый руст покрывает на всех фасадах нижний этаж
над цоколем, увенчанным широким гладким поясом и простым карнизом. Второй этаж с
тягами на уровне подоконников и пят арочек окон завершен упрощенным
антаблементом с крупными сухариками под карнизом. Все окна без наличников, с
уступами по краю и замковыми камнями в верхнем этаже. Арочки окон отделены от
самого проема прямой, продолжающей тягу перемычкой. В завершении чердака
щипцовый фронтон.
Внутри планировка этажей тождественна. Узкие сени с лестницей на второй этаж
занимает южный торец флигеля. Из них две двери ведут в квадратные помещения, за
которыми три анфиладно связанные между собой комнаты.
|