Декор главного объема образуют угловые пилястры (парные рустованные на западных
углах нижнего яруса), простые карнизы с зубчиками и рамочные наличники окон с
"ушами", замковыми камнями, треугольными фронтонами и лучковыми сандриками. На
боковых фасадах в нижнем ярусе окна размещены свободно, составляя вместе с
овальным проемом второго света живописную группу. Упрощенное убранство трапезной
и колокольни эклектично по характеру.
В интерьере необычно сильно вытянутое в ширину центральное помещение с боковыми
частями, трактованными как глубокие ниши с коробовыми сводами. Высокая
центральная часть с парусами при переходе к восьмерику перекрыта восьмигранным
сомкнутым сводом со световым отверстием барабана (заложено). Широкие арочные
проемы ведут в неглубокий алтарь с лотковыми сводами над средней частью и очень
узкую паперть, над которой устроены хоры. Паперть тремя проходами открыта в
короткую трапезную с находящимся внутри нее нижним ярусом колокольни.
Позднеакадемическая роспись, выполненная масляными красками в кон.
19 в., записана в сер. 20
в.; тогда же выполнен заново ряд композиций в боковых частях церкви. На своде и
стенах изображены Новозаветная Троица, евангелисты и
сцены евангельского цикла в орнаментальных
обрамлениях.
Сборные иконостасы --
четырехъярусный главный и одноярусный придельный относятся ко
2-й пол. 19
в., иконы - к сер.
20 в. Резной декор (в обрамлениях икон, завершениях
иконостасов) - обильно
позолоченный, довольно трафаретных, излишне усложненных форм
-- стилизован в духе барокко. Киоты, обрамление
композиции "Распятие" и паникадило относятся ко 2-й
пол. 19 в. В стиле барокко
2-й пол. 18
в. выполнены пышная резьба главных царских врат и более скромная придельных,
фоном для которой служит орнамент в виде решетки.
Филарет, 1873, кн.
7, с. 9;
Корноухов, с. 43;
Цапенко, 1972, с.
92, 95; Городков,
1990, с. 94.

ЦЕРКОВЬ СТАРО-НИКОЛАЕВСКАЯ,
нач.19
в.
ул.
Евсеевская,23.
Расположена на холме недалеко от центра города,
замыкает перспективу ведущей из Заречья ул.
Фрунзе. С 17 в. здесь
известна деревянная церковь, которая неоднократно горела. Последний из
деревянных храмов был сооружен в 1691
г. на средства стародубского полковника М.А. Миклашевского "с товарищи". Вместо
нее построена в 1802-- 03 гг.
нынешняя, кирпичная и оштукатуренная. Один из
интереснейших в области памятников архитектуры зрелого классицизма с подчеркнуто
монументальными и строгими формами, принадлежащий к типу бесстолпных купольных
храмов с симметричным трехчастным построением.
В
объемной композиции доминирует основной массивный куб с четырехколонными
портиками тосканского ордена по бокам, увенчанный крупным восьмериком с пологим
куполом и цилиндрическим световым барабаном с главкой. По продольной оси к кубу
примыкают более узкие прямоугольные алтарь и трапезная с таким же портиком, над
ними поставлены аналогичной формы, но глухие барабаны с главками.
Предельно лаконичный декор фасадов здания состоит из тяг на уровне окон обоих
ярусов, завершающего нижний ярус антаблемента и простого карниза у восьмерика.
Над входами внутри портиков, а также вверху боковых стен трапезной и алтаря
размещены крупные полуциркульные окна. Грани восьмерика с выступами по сторонам
света прорезают большие арочные окна без обрамлений. Узкие полукруглые в плане
ниши расположены по сторонам боковых входов; плоские арочные ниши украшают
барабаны боковых глав.
В
интерьере развитое вверх основное помещение храма восьмигранной формы перекрыто
сомкнутым восьмигранным сводом со световым фонарем; сомкнутые своды имеют также
открытые в храм алтарь и трапезная. Простая штукатурная отделка стен помещении
соответствует строгости внешней архитектуры.
Филарет, 1873, кн
7, с 5, Корноухов, с
44, Цапенко, 1972,
с 90-91,
Городков, 1990, с
90-91

ЕЛИОНКА
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА,
нач 20
в.
Находится в центре села, главенствует в его застройке. Построена местными
мастерами-плотниками в 1910 г.
на средства купцов Гусевых. Стены рублены из бревен и обшиты тесом, цоколь
кирпичный. Деревянный пятиглавый ярусный храм в характерном для Брянщины нач
20 в. русском стиле, с рядом элементов в духе
украинского барокко.
В сложной композиции здания доминирует основной объем из двух поставленных
друг на друга восьмериков, завершенных большим граненым куполом и стройной
главкой. К граням нижнего восьмерика по сторонам света примыкают пониженные
боковые пристройки, пятигранный алтарь и более крупная прямоугольная
трапезная. Между ними в углах поставлены еще более низкие трехгранные
прирубы, завершенные стройными барабанами с вытянутыми куполами и главками
Вместе с главой над алтарем они группируются вокруг центрального купола,
создавая богатый силуэт здания. Его дополняет трехъярусная колокольня,
широкий нижний ярус которой несет четверик,
восьмерик звона был
увенчан приподнятым куполом со слухами и вытянутой вверх главкой (утрачен).
Фасады
здания украшены различными карнизами и членениями с резными подзорами.
Наличники окон, сгруппированных по два и по три, усложнены треугольной
верхней частью, а входные проемы -
козырьками Декоративность отделки усиливает обшивка стен тесом
- горизонтальным, вертикальным и "в елку", с
угловыми накладными пилястрами.
В интерьере основное восьмигранное помещение храма, окруженное низкими
прирубами, имеет наклонные грани при переходе к верхнему восьмерику, который
перекрыт граненым куполом. Широкими проемами оно связано с алтарем, трапезной и
боковыми частями, а узкими дверьми --
с угловыми помещениями. Стены изнутри обшиты тесом и окрашены масляной краской.
В четверике имеется надпись об окраске здания в 1913
г. П.С. Абрамовичем.
Городские поселения.., 1865,
с. 385-386;
Лазаревский, 1888, с.
445-447; Корноухов, с.
44.
ПОНУРОВКА
УСАДЬБА МИКЛАШЕВСКИХ,
кон. 18-нач.
19
в.
Большое село на р. Рёвне возникло в 1663
г. как поселение раскольников. С 1693
г. принадлежало известному на Стародубщине роду Миклашевских,
которые в
18 в. создали здесь усадьбу. В
1778
г. по заказу Е.Д. Миклашевской построена каменная церковь Рождества Богородицы,
заменившая прежний деревянный храм. В кон. 18 --
нач. 19 в. видным
общественным и государственным деятелем, сенатором М.П. Миклашевским
(1757-1847) сооружен
великолепный усадебный комплекс
в стиле классицизма, о котором граф П.А. Румянцев-Задунайский говорил, что "в
чужих даже государствах... немного таковых". Есть предположение, что автором
комплекса был крупнейший зодчий того времени Дж. Кваренги.
|