
Трактовка фасадов отличается строгостью и скупостью декора. Массив стен
прорезан двумя рядами небольших прямоугольных окон без обрамлений. Первый этаж
украшен горизонтальной рустовкой от цоколя до уровня перемычек оконных проемов,
над которыми поставлены полки-сандрики на двух кронштейнах. Венчающий гладкий
фриз и простой профилированный карниз раскрепованы в центре главного,
обращенного к воротам фасада и завершены треугольным фронтоном.
Внутри широкий коридор с помещениями по обеим сторонам разделяет этажи
здания по продольной оси, с одной стороны заканчиваясь входной пристройкой, а с
другой - лестничной. Все
помещения с плоскими деревянными перекрытиями.
Двор острога окружает низкая каменная ограда
с карнизом. Со стороны улицы она надстроена деревянной и каменной стенами.
Особенно интересен
вход в острог, выполненный в виде массивных
ворот с караульными помещениями. Двухэтажный кубический
объем ворот выглядит подчеркнуто парадно. Фасад с рустованной нижней частью и
простыми прямоугольными проемами окон более монументален. Весьма выразительно
двойное арочное обрамление прямоугольного проезда ворот с внешним архивольтом из
крупных клинчатых рустов.
По сторонам проезда расположены караульные помещения, выходящие на фасад каждое
одним окном (правое окно позднее превращено в дверь). Второй этаж над воротами
занимали служебные помещения с тремя оконными проемами.
Городков,1990,с.
91-93.

Расположен в центре города на бывш. Рыночной пл., играет важную роль в
общегородском силуэте. Деревянная церковь известна здесь с
1617 г. После сильного пожара
1677 г. она сгорела и вместо нее вскоре была построена
нынешняя каменная; с нач. 18 в.
она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине -
полковым собором. В 1744 г.
здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и
позднее оштукатурено.
Замечательный памятник украинского барокко с
рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества
17 в.
По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного
бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в
виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым
куполом увенчан световым восьмериком со
скуфьеобразной главой. Восточная грань
восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот,
сокращены и поставлены почти в одну линию с
боковыми фасадами, что создает асимметрию.
Лишь в верхней части этот объем приобретает правильную форму. Не совсем обычна и
форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец)
четырехгранный. Над их купольными кровлями в нач. 19
в. поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками
(утрачены).
Оригинальный
декор фасадов в основном
выполнен в духе русских храмов
17 в.
Карниз типа "пилы" переходит с алтаря и
трапезной на боковые стороны центрального объема, отделяя их
верхнюю часть с парными кокошниками и широким
венчающим карнизом из трех рядов "пилы" и
городчатых зубчиков. Прямоугольные
окна в два яруса заключены в наличники
с полуколонками и разорванными фронтонами в духе
"нарышкинского" барокко и резко контрастируют
с входными арочными проемами без
обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика.
В последних расположены сильно
удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен.
Верхние, меньшие окна притвора и алтаря, а также
киот над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными
фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на
части полочками с рядом поребрика.
В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы
расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при
переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным
световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в
храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным
иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырсхлотковый свод, так же как и у алтаря
прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристенная
лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное
выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе
выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у
основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов
окон.
Филарет, 1873, кн.
7, с. 3-4;
"Летопись Самовидца".,, 1878,
с. 134;
Корноухое, с. 43;
Цапенко, 1967, с.
133-136; 1972, с. 88-90;
Городков, 1990, с.
88-90.

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ,
посл. треть
18 в.
ул. Фрунзе,
69.
Находится в
Заречье, за плотиной, доминирует
среди окружающей одноэтажной застройки.
Сооружена в
1770-89 гг. из кирпича и
оштукатурена; в
19
в. возведены нынешняя трапезная и колокольня; в 1967
г. разрушенный
шатер колокольни сделан ниже первоначального.
Своеобразный для юго-западной Брянщины
ярусный храм типа восьмерик на четверике,
выполненный в традициях украинского барокко.
В трехчастной пространственной композиции здания подчеркнуто вертикальным
построением выделяется основной объем с массивными стенами. Оригинален крупный
нижний ярус с трехгранной восточной стеной, вытянутый по продольной оси. Он
завершен довольно крутой
восьмискатной кровлей с четырьмя вытянутыми
вверх декоративными двухъярусными главками на углах (восточные утрачены),
восьмерик, наоборот, растянут по поперечной оси и увенчан стройным световым
барабаном с куполом и грушевидной главой на восьмигранной шейке. Над пониженной
трапезной возвышается колокольня, первый встроенный ярус которой несет глухой
куб и восьмерик звона с кокошниками, невысокой шатровой кровлей и главкой.
|