Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. |
Стр.5 |
|
Трактовка фасадов отличается строгостью и скупостью декора. Массив стен прорезан двумя рядами небольших прямоугольных окон без обрамлений. Первый этаж украшен горизонтальной рустовкой от цоколя до уровня перемычек оконных проемов, над которыми поставлены полки-сандрики на двух кронштейнах. Венчающий гладкий фриз и простой профилированный карниз раскрепованы в центре главного, обращенного к воротам фасада и завершены треугольным фронтоном.Внутри широкий коридор с помещениями по обеим сторонам разделяет этажи здания по продольной оси, с одной стороны заканчиваясь входной пристройкой, а с другой - лестничной. Все помещения с плоскими деревянными перекрытиями.Двор острога окружает низкая каменная ограда с карнизом. Со стороны улицы она надстроена деревянной и каменной стенами. Особенно интересен вход в острог, выполненный в виде массивных ворот с караульными помещениями. Двухэтажный кубический объем ворот выглядит подчеркнуто парадно. Фасад с рустованной нижней частью и простыми прямоугольными проемами окон более монументален. Весьма выразительно двойное арочное обрамление прямоугольного проезда ворот с внешним архивольтом из крупных клинчатых рустов.По сторонам проезда расположены караульные помещения, выходящие на фасад каждое одним окном (правое окно позднее превращено в дверь). Второй этаж над воротами занимали служебные помещения с тремя оконными проемами.Городков,1990,с. 91-93.
СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, кон. 17 в. ул. Первомайская, 11.Расположен в центре города на бывш. Рыночной пл., играет важную роль в общегородском силуэте. Деревянная церковь известна здесь с 1617 г. После сильного пожара 1677 г. она сгорела и вместо нее вскоре была построена нынешняя каменная; с нач. 18 в. она стала соборным храмом Стародуба, а при гетманщине - полковым собором. В 1744 г. здание обгорело, сохранив, однако, первоначальные формы. Сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. Замечательный памятник украинского барокко с рядом оригинальных деталей в духе московского зодчества 17 в.По типу это один из ранних образцов украинского трехкамерного купольного бесстолпного храма со своеобразным композиционным построением. Основной объем в виде крупного двусветного неправильного восьмигранника с пологим граненым куполом увенчан световым восьмериком со скуфьеобразной главой. Восточная грань восьмигранника сильно увеличена, а примыкающие к ней боковые, наоборот, сокращены и поставлены почти в одну линию с боковыми фасадами, что создает асимметрию. Лишь в верхней части этот объем приобретает правильную форму. Не совсем обычна и форма примыкающих пониженных частей: алтарь пятигранный, а притвор (бабинец) четырехгранный. Над их купольными кровлями в нач. 19 в. поставлены цилиндрические барабаны с пологими покрытиями и главками (утрачены).Оригинальный декор фасадов в основном выполнен в духе русских храмов 17 в. Карниз типа "пилы" переходит с алтаря и трапезной на боковые стороны центрального объема, отделяя их верхнюю часть с парными кокошниками и широким венчающим карнизом из трех рядов "пилы" и городчатых зубчиков. Прямоугольные окна в два яруса заключены в наличники с полуколонками и разорванными фронтонами в духе "нарышкинского" барокко и резко контрастируют с входными арочными проемами без обрамлений в притворе и центральных боковых гранях восьмерика. В последних расположены сильно удлиненные окна, полуколонки которых достигают более чем половины высоты стен. Верхние, меньшие окна притвора и алтаря, а также киот над западным входом имеют простые рамочные наличники с треугольными фронтонами. Лишь углы объемов декорированы длинными лопатками, разделенными на части полочками с рядом поребрика.
В интерьере главное помещение храма с восемью неравными гранями как бы
расширяется к алтарю. В восточных углах устроены трехступенчатые тромпы при
переходе к разным по величине лоткам сомкнутого свода с восьмигранным
световым кольцом в центре. Алтарь с аналогичным сводом полностью открыт в
храм широким арочным проемом, который ранее был закрыт высоким ярусным
иконостасом (утрачен). Сомкнутый четырсхлотковый свод, так же как и у алтаря
прорезанный световым отверстием барабана, перекрывает притвор. Внутристенная
лестница в северо-западном углу храма ведет на узкие хоры. Их деревянное
выгнутой формы ограждение с красочной декоративной росписью в народном духе
выглядит очень нарядно на фоне оштукатуренных стен с простыми карнизами у
основания свода и легкими тягами-обрамлениями арочных откосов
окон.
Филарет, 1873, кн. 7, с. 3-4; "Летопись Самовидца".,, 1878, с. 134; Корноухое, с. 43; Цапенко, 1967, с. 133-136; 1972, с. 88-90; Городков, 1990, с. 88-90.
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, посл. треть 18 в. ул. Фрунзе, 69.Находится в Заречье, за плотиной, доминирует среди окружающей одноэтажной застройки. Сооружена в 1770-89 гг. из кирпича и оштукатурена; в 19 в. возведены нынешняя трапезная и колокольня; в 1967 г. разрушенный шатер колокольни сделан ниже первоначального. Своеобразный для юго-западной Брянщины ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в традициях украинского барокко.В трехчастной пространственной композиции здания подчеркнуто вертикальным построением выделяется основной объем с массивными стенами. Оригинален крупный нижний ярус с трехгранной восточной стеной, вытянутый по продольной оси. Он завершен довольно крутой восьмискатной кровлей с четырьмя вытянутыми вверх декоративными двухъярусными главками на углах (восточные утрачены), восьмерик, наоборот, растянут по поперечной оси и увенчан стройным световым барабаном с куполом и грушевидной главой на восьмигранной шейке. Над пониженной трапезной возвышается колокольня, первый встроенный ярус которой несет глухой куб и восьмерик звона с кокошниками, невысокой шатровой кровлей и главкой. |
||
Стр.5 |
||
Страницы - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. |