Страницы - 1,  2,  3,  4.

Стр.2

-- А знаете ли вы, уважаемые стародубцы, что ваши предки не отличались особым благочестием и даже бунтовали против духовенства, за что в 1677 году и были торжественно преданы анафеме «с погашением церковных свечей»?

Известно ли вам, что на полях Грюнвальдской битвы в 1410 году развевалось стародубское знамя? Что Суворов считал одним из лучших Стародубский 34-й драгунский полк, получивший «знаки на шапках» за отличия при Фокшанах и Рымнике. награжденный георгиевским полковым штандартом за взятие крепости Базарджик и георгиевскими трубами за сражение при Гильберштадте? Что солдатам того же полка за мужество и отвагу, проявленные в сражении с наполеоновскими войсками 31 августа 1812 года, была объявлена высшая, императорская благодарность; что для борьбы с врагом Стародубский уезд выставил тысячу восемьсот тридцать пять ополченцев, единодушно объявив «свою готовность поднять оружие на оборону домов, жен и детей»; что тогда же в нашем городе открыли школу по подготовке командных кадров и несколько сот ее выпускников прибыли на фронт уже к началу контрнаступления Кутузова?

-- Нам бы о революционных событиях,-- говорит редактор Андрей Яковлевич Краснюк.

Что ж, Стародуб не стоял в стороне и от двух русских революций. Я снова листаю блокнот и читаю о том, как в 1905 году вспыхнула помещичья усадьба в Медведеве, за что поголовно всех жителей села высекли дважды. Крестьян судили в стародубском окружном суде, и в их защиту выступил местный адвокат слепой Кулябко-Карецкий. Он сказал: «Не чувствуете ли вы, господа, что мы здесь имеем дело только с одной пылинкой гигантского смерча, лишь с одной каплей народного моря?.. Их самих били нагайками, рубили шашками, крестьянские избы сжигали, а многие десятки людей отправлены в острог... То, чего не мог добиться терпеливый народ, получил народ мятежный». И еще.

«При попытке к бегству» из стародубской тюрьмы застрелили Семена Михайловича Малечу, студента Петербургского университета, члена РСДРП. Он приехал летом на каникулы в родное село и склонил к забастовке крестьян, работавших на табачной плантации. С красными флагами и революционными песнями они покинули поле. Полиция устроила засаду и арестовала «опасного студента». Крестьяне нескольких сел двинулись к тюрьме, требуя освобождения Малечи. Путь преградила полиция, стрелявшая в толпу.

...А разве не интересно раскрыть тайну названий наших сел и деревень, наших озер и речек, нашего города?

...Стародуб. В самом деле, откуда это слово? Со времен незапамятных славяне обожествляли дубы и посвящали их богу грома и молнии -- Перуну. По древнему преданию, когда еще не было ни земли, ни неба, а лишь разливался один «окиян-море», посередине этого окияна стояли два дуба с двумя голубями на вершинах.

Народная сказка знает дубы с золотыми желудями, и дубы, с которых падает целебная роса, и дубы, под которыми спрятаны ларцы со смертью Кощея. Зловещий и мудрый ворон вещает с дуба.

Наши пращуры все важные дела решали под сенью священного дерева. Вокруг него собиралось вече, под старыми дубами сидели баяны -- слепые певцы. Детей укачивали в дубовых колыбелях.

И, давая названия своим поселениям и урочищам, славяне не забыли о дубах. Так появились в народной памяти, а потом и на географических картах Дубовые острова на Днепре, река Дубна, Дубовая Балка около Кривого Рога, Дубрава Зеленая, памятная по Куликовской битве. И Стародуб.

Вдумайтесь, добрые люди, в эти названия, и вы, быть может, услышите в них тихие вздохи старины.

Давая эти имена, народ не мудрствовал лукаво. Порывшись в старых книгах, нетрудно убедиться, что в городах, по берегам рек, на островах, названия которых связаны с дубом, когда-то действительно росли дубы. Они слышали топот половецкой конницы, видели шатры Золотой Орды, глядели, как в текучих водах Днепра Владимир Красное Солнышко крестил Русь.

Где же то памятное дерево, которое дало имя моему городу? Где его бородавчатый кряжистый ствол, его цепкие ветви, напоминающие раскинутые в стороны руки, его зеленая папаха богатыря? Что из того, что городу скоро стукнет девятьсот! Ведь до сих пор в полутораста километрах от Стародуба, у Рогнедино, шумят тысячелетние дубы, охраняя воткнутый в землю священный камень языческого капища. Значит, и здесь может жить их собрат, может ронять желуди, давать тень, пить соки родной земли. Где, в какой лесной чащобе прячется он, на каком стоит перекрестке древних дорог? Но тщетны попытки разыскать живого великана. Время и люди не пощадили тот дуб. который дал название городу. А между тем он был. Много лет живший в Стародубе Александр Иванович Рубец так пишет в своих неопубликованных заметках «Стародубская старина»:

«Лес плотной стеной окружал город, и в центре базарного торга, который находился возле нынешней Мостовой, стоял громадный дуб, под сенью которого могли разместиться пятнадцать подвод. Много веков стоял этот дуб и наконец в 1840 году усох. Тогда городничий велел свалить его, выкорчевать корни и тем самым уничтожил славный исторический памятник Стародуба».

Я наткнулся на эти строки совершенно случайно, разбирая в Москве архив Рубца. Кто бы мог думать, что среди воспоминаний о Чайковском, Антоне Рубинштейне, Мусоргском есть заметки о Стародубе!

Я побывал возле Мостовой, ныне улицы Фрунзе, побродил по тому месту, где, возможно, был торг, и на минуту представил себе пестрый и шумный базар прошлых веков, когда через Стародуб проходили важнейшие торговые пути, представил чумацкие обозы, гам, драки и среди этого торжища, в центре скопления тысяч людей, гигантский дуб, как бы накрывающий толпу своей косматой кроной...

Его символическое изображение сейчас можно увидеть на гербе Стародуба, дошедшем до нас с 1620 года,-- «дуб с гнездом орлим». Кто знает, может быть, безвестный художник, рисовавший этот герб три с половиной века назад, сам не раз сидел в тени старого священного дерева с орлиным гнездом на вершине. С годами гнездо -- напоминание о власти -- исчезло из герба, но дуб остался как символ мощи города, его уходящих в древность корней.

Герб прожил долгую жизнь. Его можно было увидеть на печатях князей стародубских, потомков Всеволода Большое Гнездо. До самого Октября с печатей стародубской управы тоже смотрел дуб, но не раскидистый, под которым умещалось пятнадцать подвод с лошадьми и казаками, а стилизованный, будто его зеленые волосы попали в руки парикмахера и тот обкорнал их. «Знамя города» было и на табличках страхового общества, прикрепляемых к стенам домов.

Теперь же, чтобы увидеть стародубский герб, надо ехать километров за сто на Украину, в Новгород-Северский. Там на каменной триумфальной арке, поставленной в 1787 году, висят гербы Мглина, Суража, Почепа и других знатных городов удельного Северского княжества и среди них герб Стародуба -- зеленый подстриженный дуб на светлом фоне.

Между прочим, горожане собираются посадить молодой дубок на том месте, где рос старый: молодость города протянет руку древности, далекому прошлому, и будет этот молодой дуб напоминать о преемственности поколений, о многовековой и славной истории Стародуба.

-- Вам добраться до Новгорода-Северского? Помогу, -- говорит мне один из секретарей райкома. -- Подброшу до Воронка, а там на попутную пересядете.

Наш путь лежит через возвышенность, которая почему-то именуется Волчьей горой. Возможно, там когда то рос лес и были волки, теперь же вокруг голо и дорога вьется через ржаные, так и не напившиеся влаги поля.

Между прочим, гора эта знаменита тем, что многие поколения стародубских жителей ходили сюда только для того, чтобы полюбоваться родным городом: именно отсюда он виден лучше всего. Их взору открывалась широкая и красочная панорама чуть всхолмленной местности с бесконечными садами и посадками, над которыми поднимались и блестели, сияли позолотой крестов и куполов древние церкви, каждая в своем неповторимом стиле, своих неповторимых форм и линий.

Я вспоминаю, что в наших краях были церкви, построенные по чертежам Растрелли, Кваренги, того самого Кваренги, который строил в Петербурге здание Академии наук, Эрмитажный театр, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе, по соседству с Суражем усадьбу в Ляличах. Был храм Иоанна Предтечи, построенный в 1720 году в стиле украинского барокко. На стене этого храма красовался герб сподвижника Петра 1 Скоропадского: на прямоугольном щите три перекрещивающиеся стрелы и буквы по краям щита «И. С. Г. М.» (Иван Скоропадский, гетман Малороссии). При этой церкви, между прочим, находился «в послушестве» «стародубский музыцкий цех» -- скрипники, цимбалисты и дудники, первые стародубские оркестранты, которых за веселые, отнюдь не божеские повадки прозвали в народе «музыкой веселой».

Время не пощадило древних памятников Стародуба: обрушились и исчезли с лица земли кремлевские стены, оборонительные рвы, крепостные ворота, сторожевые башни, здание ратуши, в которой была зачитана грамота Стародубу «на право Магдебургское», костел Францисканов в готическом стиле -- тщетная попытка поляков насадить католичество на русской земле; исчезли и остались только в названиях целые улицы вроде населенной иноземцами Немецкой, не стало казарм Стародубского полка, дома, где останавливался Петр Великий... Сохранилось только несколько церквей -- прекрасных памятников и творчеству безвестных зодчих, и инженерному мастерству строителей, и душе народа, который исстари вкладывал в сооружение храмов свой гений, свою мечту о прекрасном. Дворцами и помещичьими усадьбами пользовались только их владельцы, даже от посторонних взоров их отгораживали ограды и зелень парков; церкви же были открыты для каждого.

Беда в том, что разрушение памятников старины -- процесс необратимый, как смерть. Понятно, что никому не придет в голову в наши дни заново воссоздавать то, что разорено, будь это церковь, или старинный помещичий дом, или таинственное подземелье.

Несколько лет назад жители Стародуба с любопытством остановились однажды утром возле провала, образовавшегося ночью на одной из центральных улиц. Яма вела в какой-то подземный ход, ход терялся в загадочной сырой темноте. Кто-то попытался спуститься вниз и пройти дальше, но, сделав несколько шагов, отступил. Ход засыпали, похоронив, быть может, еще одну яркую страницу героического прошлого Стародуба.

Это повторялось не раз. Бабушка моя Мария Ивановна рассказывала, как еще в ее детство где-то возле базара вот так же разверзлась земля и открылась глубокая яма. И сразу распространился вокруг запах каких-то благовоний. Пахла сама земля, взятая с глубины; ее пропитали пахучие масла, или духи, или пряности -- кто знает. Нашлись любители, которые спустились в подземелье и пошли по нему, но свеча погасла, и они вернулись. Провал засыпали.

Много раз напоминал о себе подземный, неизвестный современникам Стародуб. Недавно рабочие, рывшие траншею для водопровода, наткнулись на подземную галерею, глиняные стены которой украшала примитивная живопись.

В другом месте, под Евсеевской улицей, обнаружили большие горшки с обуглившейся рожью. Неподалеку от города, на торфянике, наткнулись на слепок ладьи с загнутым кверху носом. Дерево сгнило, а форма судна сохранилась. Там же лежала медная табличка с непонятными знаками. О чем, о каких далеких днях говорила эта находка? О том ли, что когда-то здесь волоком тащили суда? Или же о временах куда более древних, когда был обычай класть умершего на ладью и пускать ее по течению реки в море?

В центре города, когда рыли траншею под фундамент Дома культуры, встретили остатки мельничного колеса и лотка для воды, толстые дубовые плахи старинной лежневой мостовой. Не раз находили клады -- древние монеты, украшения.

В двадцатых годах приезжал в Стародуб археолог из Киева. Он привез многовековой давности план города со стенами и башнями кремля, валами, рвами и древними каменными церквушками. С помощью этого плана археолог безошибочно указал, где находится склад зерна XI века. Там выкопали яму и нашли склад. Зерно превратилось в сплошную торфяного цвета массу и лежало в берестяных сосудах. Сверяясь с планом, археолог показывал, где должны находиться другие склады, склепы, могилы некогда знаменитых людей.

На его плане значился ход между древними храмами --Старым (Рождественским) собором и Старым Николаем.   Преподаватель  физкультуры  в  нашей  школе  рассказывал, что, когда был мальчишкой, пробрался 

 

Стр. 2

Страницы - 1,  2,  3,  4.