Страницы - 1,  2,  3.

Стр.3

В Понуровке было одно из имений Миклашевских. потомков стародубского полковника. Давно миновали простецкие казацкие нравы, а вместе с ними и одноэтажные «будынки» с нехитрой внутренней планировкой, перекрытые обычно соломенной кровлей. В имениях Миклашевских по проектам прославленных архитекторов со второй половины XVIII века стали возводить роскошные дворцы и не менее великолепные церкви. А вокруг -- блеск прудов, богато украшенные беседки-ротонды, в садах и парках -- скульптура, вывезенная из Италии, затейливые куртины и клумбы цветов. Да, иные настали времена. Неизмеримо увеличился контраст между жизнью простых людей и бывших казацких старшин, ставших аристократами.

Понуровка давно привлекала внимание любителей старины и искусства. В свое время известный знаток старины Г. Лукомский высказал предположение, что дворец и церковь в Понуровке были построены по проекту Кваренги28. Прямых доказательств этому нет, но понуровский ансамбль, так или иначе, был выдающимся произведением архитектуры и садово-паркового искусства.

В Понуровке до нас дошли церковь Рождества богородицы (1778), несколько хозяйственных строений, запущенный парк регулярной планировки, а также заросший пруд. Архитектура сохранившихся корпусов выдержана в классическом стиле. Но сильно обветшалая церковь является сложным сооружением, в котором классический декор сочетается с объемно-плановой структурой, характерной для более раннего украинского барокко. Как типично для архитектуры барокко -- план очень компактный, крестообразный, с четырьмя опорными столбами внутри, несущими купол. Сейчас купол один, центральный, но не исключено, что их было или предполагалось пять; четыре дополнительных располагались крестообразно вокруг главного.

Характерной особенностью сооружения является четкое членение горизонтального массива поясом на два этажа, с рядом окон в каждом, хотя изнутри все пространство открыто снизу доверху. Наружные объемы украшены многочисленными пилястрами, к тому же по первому этажу они рустованные, что типично для классицизма. Как утверждает местное предание, внутри храм был расписан живописцами, вывезенными из Италии. От росписей остались кое-где следы. В целом памятник очень интересный, и прискорбно, что он находится в аварийном состоянии.

с. Понуровка.

Рождественская церковь.

1778. Рисунок К. Лопяло

с. Гринево.

 

 

Троицкая церковь.

1802. Рисунок К. Лопяло

 

ГРИНЕВО. Если дальше мы проследуем по избранному маршруту (для чего надо вернуться в Стародуб), то по пути в Погар мы будем проезжать большое село Гринево, в котором также сохранились памятники русского классицизма. Как видим, старых «дворянских гнезд» на Брянщине было немало.

В свое время Гринево поочередно принадлежало ряду казацких старшин, а впоследствии -- крупнейшим магнатам России. В списке его владельцев числятся такие фамилии, как Дорошенко, Шираи, Миклашевские, Безбородко, Лобановы-Ростовские, Апраксины, Голицыны. Каждому из них в свое время принадлежали десятки, а то и сотни тысяч крепостных и земли, равные по площади некоторым западноевропейским государствам!

В седьмом томе известного сочинения «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», изданном в 1903 году, сказано, что некогда Гринево было собственностью И. Везбородко, который «здесь выстроил прекрасный дом и возле него церковь по плану архитектора Гваренги; четыре иконы в храме принадлежат кисти знаменитого академика Кипренского »29. Получается, таким образом, что Кваренги причастен к строительству в Ляличах, Понуровке и Гриневе, а знаменитые живописцы XVIII века Боровиковский и Кипренский писали иконы для церквей в Новой Романовне и Гриневе. Не такая уж это была «глухая провинция»!

Построенные Ильёй Безбородко дом и Троицкая церковь сохранились, но находятся в плохом состоянии, особенно первый; он сгорел в Великую Отечественную войну, остались только наружные стены с колоннадой. Здание сейчас перестроено под школу. Если судить по дошедшим до нас частям дома, он был сооружен в строгих формах классицизма. Простой прямоугольный объем украшен по главному фасаду шестью колоннами. Противоположный фасад, выходящий к озеру, имеет по центру полукруглый выступ. Здание двухэтажное, с равномерно расположенными окнами. Облик строгий, даже суровый. Как оно выглядело в первоначальном виде -- сказать сейчас трудно.

Церковь Троицы (1802) сохранилась лучше, в ее формах также выражены черты классицизма, но переосмыслены они по-своему. Так же как и в Понуровке, это особый классицизм, украинский. Такой же компактный и по-своему очень красивый центрический план. Здание пятикупольное, главный купол доминирует, четыре добавочных установлены по углам и вплотную подходят к главному. Несмотря на лаконизм форм, что свойственно классицизму, излюбленные на Украине центричность, симметрия и пирамидальность здесь выражены достаточно ясно. Для обозрения таких зданий требуются большие пространства, а поэтому они и ставились на свободных площадях, их нельзя себе представить в тесной городской застройке.

Внутреннее убранство церкви частично сохранилось, но судьба написанных Кипренским икон не выяснена. Возможно, они и сохранились среди запыленных и потускневших от времени других икон, находящихся в этом заброшенном и пустующем здании.

Странная судьба памятников архитектуры Брянской области! За исключением некоторых (в Почепе и Ляличах) они либо пребывают в неизвестности, либо в лучшем случае только упоминаются. Но специальному изучению не подвергались. А заслуживают этого.

 

-------------------------------------------------

Примечания:

26 Местные краеведы и археологи допускают, что, возможно, домонгольский Стародуб находился на территории современного Стародуба («Солдатская гора»), а «Десятуха» является городищем раннего железного века.

27 См.: «Летопись Самовидца». Киев, 1971, стр. 125.

28 См.: Г. Лукомский, Понуровка -- имение Миклашевских. -- «Столица и усадьба», 1914, № 4.

29 «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Т. VII, Спб„ 1903, стр. 459.


 

Стр.3

Страницы - 1,  2,  3.