В Понуровке было одно из имений Миклашевских. потомков стародубского
полковника. Давно миновали простецкие казацкие нравы, а вместе с ними и
одноэтажные «будынки» с нехитрой внутренней планировкой, перекрытые обычно
соломенной кровлей. В имениях Миклашевских по проектам прославленных
архитекторов со второй половины XVIII
века стали возводить роскошные дворцы и не менее великолепные церкви. А вокруг
-- блеск прудов, богато украшенные беседки-ротонды, в
садах и парках -- скульптура,
вывезенная из Италии, затейливые куртины и клумбы цветов. Да, иные настали
времена. Неизмеримо увеличился контраст между жизнью простых людей и бывших
казацких старшин, ставших аристократами.
Понуровка давно привлекала внимание любителей старины и искусства. В свое время
известный знаток старины Г. Лукомский высказал предположение, что дворец и
церковь в Понуровке были построены по проекту Кваренги28.
Прямых доказательств этому нет, но понуровский ансамбль, так или иначе, был
выдающимся произведением архитектуры и садово-паркового искусства.
В Понуровке до нас дошли церковь Рождества богородицы
(1778), несколько хозяйственных строений, запущенный
парк регулярной планировки, а также заросший пруд. Архитектура сохранившихся
корпусов выдержана в классическом стиле. Но сильно обветшалая церковь является
сложным сооружением, в котором классический декор сочетается с объемно-плановой
структурой, характерной для более раннего украинского барокко. Как типично для
архитектуры барокко --
план очень компактный, крестообразный, с четырьмя опорными столбами внутри,
несущими купол. Сейчас купол один, центральный, но не исключено, что их было или
предполагалось пять; четыре дополнительных располагались крестообразно вокруг
главного.
Характерной особенностью сооружения является четкое членение горизонтального
массива поясом на два этажа, с рядом окон в каждом, хотя изнутри все
пространство открыто снизу доверху. Наружные объемы украшены многочисленными
пилястрами, к тому же по первому этажу они рустованные, что типично для
классицизма. Как утверждает местное предание, внутри храм был расписан
живописцами, вывезенными из Италии. От росписей остались кое-где следы. В целом
памятник очень интересный, и прискорбно, что он находится в аварийном состоянии.
|
ГРИНЕВО. Если дальше мы
проследуем по избранному маршруту (для чего надо вернуться в Стародуб), то по
пути в Погар мы будем проезжать большое село Гринево, в котором также
сохранились памятники русского классицизма. Как видим, старых «дворянских гнезд»
на Брянщине было немало.
В свое время Гринево поочередно принадлежало ряду казацких старшин, а
впоследствии -- крупнейшим
магнатам России. В списке его владельцев числятся такие фамилии, как Дорошенко,
Шираи, Миклашевские, Безбородко, Лобановы-Ростовские, Апраксины, Голицыны.
Каждому из них в свое время принадлежали десятки, а то и сотни тысяч крепостных
и земли, равные по площади некоторым западноевропейским государствам!
В седьмом томе известного сочинения «Россия. Полное географическое описание
нашего отечества», изданном в 1903
году, сказано, что некогда Гринево было собственностью И. Везбородко, который
«здесь выстроил прекрасный дом и возле него церковь по плану архитектора
Гваренги; четыре иконы в храме принадлежат кисти знаменитого академика
Кипренского »29.
Получается, таким образом, что Кваренги причастен к строительству в Ляличах,
Понуровке и Гриневе, а знаменитые живописцы XVIII
века Боровиковский и Кипренский писали иконы для церквей в Новой Романовне и
Гриневе. Не такая уж это была «глухая провинция»!
Построенные Ильёй Безбородко дом и Троицкая церковь сохранились, но находятся в
плохом состоянии, особенно первый; он сгорел в Великую Отечественную войну,
остались только наружные стены с колоннадой. Здание сейчас перестроено под
школу. Если судить по дошедшим до нас частям дома, он был сооружен в строгих
формах классицизма. Простой прямоугольный объем украшен по главному фасаду
шестью колоннами. Противоположный фасад, выходящий к озеру, имеет по центру
полукруглый выступ. Здание двухэтажное, с равномерно расположенными окнами.
Облик строгий, даже суровый. Как оно выглядело в первоначальном виде
-- сказать сейчас трудно.
Церковь Троицы (1802)
сохранилась лучше, в ее формах также выражены черты классицизма, но
переосмыслены они по-своему. Так же как и в Понуровке, это особый классицизм,
украинский. Такой же компактный и по-своему очень красивый центрический план.
Здание пятикупольное, главный купол доминирует, четыре добавочных установлены по
углам и вплотную подходят к главному. Несмотря на лаконизм форм, что свойственно
классицизму, излюбленные на Украине центричность, симметрия и пирамидальность
здесь выражены достаточно ясно. Для обозрения таких зданий требуются большие
пространства, а поэтому они и ставились на свободных площадях, их нельзя себе
представить в тесной городской застройке.
Внутреннее убранство церкви частично сохранилось, но судьба написанных
Кипренским икон не выяснена. Возможно, они и сохранились среди запыленных и
потускневших от времени других икон, находящихся в этом заброшенном и пустующем
здании.
Странная судьба памятников архитектуры Брянской области! За исключением
некоторых (в Почепе и Ляличах) они либо пребывают в неизвестности, либо в лучшем
случае только упоминаются. Но специальному изучению не подвергались. А
заслуживают этого.
-------------------------------------------------
Примечания:
26 Местные краеведы и археологи допускают, что,
возможно, домонгольский Стародуб находился на территории современного Стародуба
(«Солдатская гора»), а «Десятуха» является городищем раннего железного века.
27 См.: «Летопись Самовидца». Киев,
1971, стр. 125.
28 См.:
Г. Лукомский, Понуровка --
имение Миклашевских. --
«Столица и усадьба», 1914, № 4.
29 «Россия. Полное географическое описание нашего
отечества». Т. VII, Спб„
1903, стр. 459.
|