Страницы - 1,  2,  3.

Стр.1

Отрывки из книги

ЦАПЕНКО МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА 

«ЗЕМЛЯ  БРЯНСКАЯ»

посвященные Стародубу.

 
Редактор И. А. КУРАТОВА
Оформление серии художника Ю. К. КУРБАТОВА
Рисунки к нарте художника Ю. И. РАПОПОРТА
Художественные редакторы Е. Е. СМИРНОВ, Е. А. БЕЛОВ
Технический редактор А. Я.ХАНИНА
Корректор
3. П.СОКОЛОВА
Сдано в набор 2/11 1972 г. Подп. к печати 22/У1П 1972 г. А10771. Формат бумаги 70Х90'/э2. Бумага тифдручная. Усл. печ. л. 4,973. Уч.-издат. л. 7,314. Тираж 75 000 экз. Изд. № 962. Издательство «Искусство», Москва, К-51, Цветной бульвар, 25. Заказ № 1043. Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Главполиграфпрома Государственного Комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин, пр. Ленина. 5, Цена 47 коп.

стр. 86 - 98

 

6. „Олег вбеже в Стародуб и затворися тут...*

Осмотрев остатки Каменского Успенского монастыря, вернемся немного назад и через станцию Климово направимся обратно на восток, но по более южному пути -- через Стародуб, Почеп, Трубчевск, Севск. Все эти города древние и в свое время очень известные.

Стародуб... Эпически, величественно звучит это слово, что-то издревле славянское слышится в нем. Подобно грекам и римлянам, славяне относили «Оиегсиз гоЬиг» так по-латыни называется эта наиболее распространенная у нас разновидность дуба) к числу священных деревьев и посвящали его богу грома и молнии -- Перуну. Под сенью могучих дубов приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные решения. И не зря Плиний Старший писал о дубах, что, «нетронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своею бессмертною судьбою, как величайшее чудо мира».

Да, славяне любили дубы... Часто это звучное краткое слово встречается в старинных обозначениях местностей: Дубовые острова на Днепре, река Дубна, Дубовая балка, Зеленая Дубрава, Стародуб... Известно, что до 1848 года в центре Стародуба рос гигантский тысячелетний дуб, который вскоре засох. А километрах в восьми от нынешнего города, на том месте, где на реке Вабля, по преданию, был древний Стародуб (урочище это и сейчас называется как-то по былинному -- городок Десятуха 26) по крутым склонам растет много молодых и старых дубов...

Вспоминаются знакомые с детства пушкинские строки:

«...Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов,.

Как видим, уже одно название города вызывает множество воспоминаний и ассоциаций.

 

СТАРОДУБ И ЕГО ПАМЯТНИКИ. Стародуб -- очень древний город, но он и один из крупнейших и самых оживленных городов Древней Руси. Впервые он упоминается в Лаврентьевской летописи за 1096 год, в которой сказано, что «Олег вбеже в Стародуб и затворися тут». Следовательно, город до этого уже существовал. Татары, поляки, литовцы, шведы, русские, украинцы, белорусы -- все перебывали тут: одни жгли и уничтожали город, другие возрождали его.

Были здесь, по берегам реки Бабинца, впадающей в Ваблю, высокие кремлевские стены, оборонительные рвы и валы, сторожевые башни, ратуша, костел в готическом стиле, казармы знаменитого Стародубского полка и другие замечательные творения рук человеческих. Многие из этих сооружений связаны с именем стародубского полковника М. Миклашевского, из рода которого вышли сподвижники Суворова и декабристы.

В XIX веке в Стародубе были двадцать две церкви, среди них прекрасные произведения украинского барокко. В одном из сочинений казацкого летописания, а именно в «Летописи Самовидца» (XVII в.), сказано, что стародубские церкви славились на всю Украину как по письму образов, так и по звону колоколов 27. Некоторые из этих церквей разобраны после войны, и это особенно прискорбно: они никому не мешали, а, наоборот, украшали город.

г. Стародуб

Собор Рождества. XVII в.

Фрагмент фасада.

 

 

 

г. Стародуб

Церковь И. Предтечи

(не существует) XVII в.

В Стародубе и его окрестностях, славящихся стариной и красотой окружающей природы, были и писали свои произведения Репин и Шишкин. Бывал здесь и Гоголь. Среди местных жителей, как это почти всегда бывает в древних городах, ходят слухи о необычайно длинных и глубоких подземных ходах, якобы проложенных под городом в глубокой древности. Это возможно, но в Стародубе никто эти ходы не изучал, и, вероятно, слухи сильно преувеличены.

Памятников старины и искусства в Стародубе, увы, осталось мало. Самым интересным из них является Рождественский собор, называемый также Старым или Казацким. По некоторым данным, он был построен в 1617 году, возможно, на месте существовавшего храма периода Киевской Руси; в соборе была обнаружена плита с надписью 1405 года. В 1677 и 1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался. Особенно опустошительным был пожар в 1677 году, когда огнем был уничтожен весь город, даже его деревянные оборонительные стены и башни. Несмотря на это, первоначальный облик здания, видимо, не очень изменился.

Удивительна архитектура собора! Можно с уверенностью сказать, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Изысканностью пропорций собор не отличается. Создается впечатление, что его строители особенно не считались с принятыми канонами культового строительства, а пытались создать нечто свое, преднамеренно непохожее на известные типы храмов. Трудно предположить также, что предварительно составлялся проект собора на бумаге или в виде макета. Создается впечатление, что компоновка объемов и наружная пластика здания менялись по ходу его возведения. Так, например, окна расположены в неожиданных местах, на разных уровнях, без всякой логики. Вид здания как-то по-особому архаичен.

В то же время это известный тип трехкамерного трехкупольного храма. Неожиданным является, однако, и то, что в плане западный притвор -- квадратный; центральная часть -- восьмиугольная, а алтарная -- пятиугольная. Все грани несимметричны относительно друг друга, собор перекошен вкривь и вкось. Купола -- грузные, придавленные, совершенно не в духе живописных «украинских бань». Переход от вертикальных стен ;к купольным завершениям осуществлен с помощью странных по форме парусов, также расположенных несимметрично.

Наружный декор храма своеобразен, формы карниза вызывают в памяти детали памятников далекого Соликамска и Мурома. В то же время в декоре есть что-то от приемов украинско-белорусского прикладного искусства, например оригинальные «точечные» украшения сильно вытянутых пилястр. И при всем этом -- впечатление солидности,

 

Стр.1

Страницы - 1,  2,  3.