|
Страницы -
1,
2,
3.
|
Стр.1
|
|
Отрывки из книги
ЦАПЕНКО МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА
«ЗЕМЛЯ БРЯНСКАЯ»
посвященные Стародубу.
Редактор И. А. КУРАТОВА
Оформление серии художника Ю. К. КУРБАТОВА
Рисунки к нарте художника Ю. И. РАПОПОРТА
Художественные редакторы Е. Е. СМИРНОВ, Е. А. БЕЛОВ Технический редактор А.
Я.ХАНИНА Корректор
3. П.СОКОЛОВА
Сдано в набор 2/11 1972 г.
Подп. к печати 22/У1П 1972 г.
А10771. Формат бумаги 70Х90'/э2. Бумага тифдручная. Усл. печ. л.
4,973. Уч.-издат. л. 7,314.
Тираж 75 000 экз. Изд.
№ 962. Издательство «Искусство», Москва, К-51, Цветной
бульвар, 25. Заказ
№ 1043. Ордена Трудового Красного Знамени Калининский
полиграфический комбинат Главполиграфпрома Государственного Комитета Совета
Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Калинин,
пр. Ленина. 5, Цена
47 коп.
|
стр. 86 - 98
|
|
6. „Олег вбеже в Стародуб и затворися тут...*
Осмотрев остатки Каменского Успенского монастыря, вернемся немного назад и через
станцию Климово направимся обратно на восток, но по более южному пути
-- через Стародуб, Почеп, Трубчевск, Севск. Все эти
города древние и в свое время очень известные.
Стародуб... Эпически, величественно звучит это слово, что-то издревле славянское
слышится в нем. Подобно грекам и римлянам, славяне относили «Оиегсиз гоЬиг» так
по-латыни называется эта наиболее распространенная у нас разновидность дуба) к
числу священных деревьев и посвящали его богу грома и молнии
-- Перуну. Под сенью могучих дубов приносились жертвы
богам, созывались военные советы, принимались важные решения. И не зря Плиний
Старший писал о дубах, что, «нетронутые веками, одного возраста со вселенной,
они поражают своею бессмертною судьбою, как величайшее чудо мира».
Да, славяне любили дубы... Часто это звучное краткое слово встречается в
старинных обозначениях местностей: Дубовые острова на Днепре, река Дубна,
Дубовая балка, Зеленая Дубрава, Стародуб... Известно, что до
1848 года в центре Стародуба рос гигантский тысячелетний
дуб, который вскоре засох. А километрах в восьми от нынешнего города, на том
месте, где на реке Вабля, по преданию, был древний Стародуб (урочище это и
сейчас называется как-то по былинному --
городок Десятуха
26) по крутым склонам растет много молодых
и старых дубов...
Вспоминаются знакомые с детства пушкинские строки:
«...Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов,..»
Как видим, уже одно название города вызывает множество воспоминаний и
ассоциаций.
СТАРОДУБ И ЕГО ПАМЯТНИКИ. Стародуб
-- очень древний город, но он и один из крупнейших и
самых оживленных городов Древней Руси. Впервые он упоминается в Лаврентьевской
летописи за 1096 год, в которой
сказано, что «Олег вбеже в Стародуб и затворися тут». Следовательно, город до
этого уже существовал. Татары, поляки, литовцы, шведы, русские, украинцы,
белорусы -- все перебывали тут:
одни жгли и уничтожали город, другие возрождали его.
Были здесь, по берегам реки Бабинца, впадающей в Ваблю, высокие
кремлевские стены, оборонительные рвы и валы,
сторожевые башни, ратуша, костел в готическом стиле, казармы знаменитого
Стародубского полка и другие замечательные творения рук человеческих. Многие из
этих сооружений связаны с именем стародубского полковника М. Миклашевского, из
рода которого вышли сподвижники Суворова и декабристы.
В XIX веке в Стародубе были
двадцать две церкви, среди них прекрасные произведения украинского барокко. В
одном из сочинений казацкого летописания, а именно в «Летописи Самовидца»
(XVII в.), сказано, что стародубские церкви славились
на всю Украину как по письму образов, так и по звону колоколов
27. Некоторые из этих церквей разобраны
после войны, и это особенно прискорбно: они никому не мешали, а, наоборот,
украшали город.
|
|
г. Стародуб
Фрагмент фасада.
г. Стародуб
(не существует) XVII в.
|
|
|
В Стародубе и его окрестностях, славящихся стариной и красотой окружающей
природы, были и писали свои произведения Репин и Шишкин. Бывал здесь и Гоголь.
Среди местных жителей, как это почти всегда бывает в древних городах, ходят
слухи о необычайно длинных и глубоких подземных ходах, якобы проложенных под
городом в глубокой древности. Это возможно, но в Стародубе никто эти ходы не
изучал, и, вероятно, слухи сильно преувеличены.
Памятников старины и искусства в Стародубе, увы, осталось мало. Самым интересным
из них является
Рождественский собор, называемый также
Старым или Казацким. По некоторым данным, он был построен в
1617 году, возможно, на месте
существовавшего храма периода Киевской Руси;
в соборе была обнаружена плита с надписью 1405
года. В 1677 и
1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался.
Особенно опустошительным был пожар в 1677
году, когда огнем был уничтожен весь город, даже его деревянные оборонительные
стены и башни. Несмотря на это, первоначальный облик здания, видимо, не очень
изменился.
Удивительна архитектура собора! Можно с уверенностью сказать, что другого
подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Изысканностью пропорций
собор не отличается. Создается впечатление, что его строители особенно не
считались с принятыми канонами культового строительства, а пытались создать
нечто свое, преднамеренно непохожее на известные типы храмов. Трудно
предположить также, что предварительно составлялся проект собора на бумаге или в
виде макета. Создается впечатление, что компоновка объемов и наружная пластика
здания менялись по ходу его возведения. Так, например,
окна расположены в неожиданных местах, на
разных уровнях, без всякой логики. Вид здания как-то по-особому архаичен.
В то же время это известный тип трехкамерного трехкупольного храма. Неожиданным
является, однако, и то, что в плане западный притвор --
квадратный; центральная часть
-- восьмиугольная, а алтарная
-- пятиугольная. Все грани несимметричны относительно
друг друга, собор перекошен вкривь и вкось.
Купола --
грузные, придавленные, совершенно не в духе живописных «украинских бань».
Переход от вертикальных стен ;к купольным завершениям осуществлен с помощью
странных по форме парусов, также расположенных несимметрично.
Наружный декор храма своеобразен, формы карниза вызывают в памяти детали
памятников далекого Соликамска и Мурома. В то же время в
декоре есть что-то от приемов
украинско-белорусского прикладного искусства, например оригинальные «точечные»
украшения сильно вытянутых пилястр. И при всем этом --
впечатление солидности,
|
Стр.1
|
|
Страницы -
1,
2,
3.
|
|