|
Страницы -
1,
2,
3.
|
Стр.2
|
уравновешенности; ничего показного в архитектуре храма нет, но, раз увидев это
странное здание, вы запомните его надолго.
Полной противоположностью ему является сохранившаяся в городе
Николаевская церковь. Стоит она на взгорке,
несколько в стороне от центра. Это --
изящный, элегантный классицизм, в котором все обдумано, соразмерено и выдержано
в строгих канонах стиля. Здание центрическое по композиции, украшено
выступающими вперед четырехколонными портиками. Центральный восьмерик тяжеловат,
но это умело скрадывается устроенными в нем огромными окнами. На западном
фронтоне несколько неожиданно возвышается главка, но она так изысканна по
рисунку и так хорошо «перекликается» с главкой центрального купола!
|
г. Стародуб,
Рисунок К. Лопяло
|
Можно только пожалеть, что оба эти здания находятся в крайне запущенном
состоянии.
Среди утрат в архитектурном наследии (которые иногда от нас не зависят, а иногда
и зависят) в данном случае особенно тяжкой является одна
-- это
церковь Иоанна Предтечи, в обветшалом виде
существовавшая в Стародубе еще в первые послевоенные годы. Стояла она в укромном
месте, движению не мешала, но
была разобрана.
По своему наружному декоративному оформлению церковь Предтечи относилась к
группе таких первоклассных памятников украинского барокко рубежа
XVII-- XVIII веков, как Георгиевская церковь Выдубецкого
монастыря в Киеве, церковь Всех Святых Киево-Печерской лавры. Екатерининская
церковь в Чернигове. Пропорции всех этих памятников отличаются особой
изысканностью, а наружное убранство --
нарядностью и живописной пластичностью. В то же время план церкви Предтечи и
компоновка объемов отличались оригинальностью. Это была трехбашенная,
трехкупольная композиция, что, как известно, издавна применялось в деревянном
зодчестве. К основным объемам с севера и юга пристроены были дополнительные
пониженные притворы, что еще более обогащало силуэт и объемы этого незаурядного
памятника. Жаль, что его больше нет.
Стародуб, некогда крупный административный и культурный центр, шумный
торговый город с богатой историей, утерял свое прежнее значение. Число его
жителей неизменно сокращалось, теперь это тихий районный центр обычного
масштаба. Об этом упадке некогда гремевшего Стародуба с грустью говорят и
пишут местные краеведы. Но, прогуливаясь по таким смирившимся со своей
судьбой городам, пытаешься мысленно сравнить то, что осталось, с тем, что
было когда-то, зримо ощущаешь неумолимый бег времени. Такие прогулки очень
интересны и почти всегда заканчиваются неожиданными открытиями. Так и здесь;
до сих пор наше знакомство с памятниками архитектуры практически сводилось
главным образом к церквам. И вдруг перед нами --
каланча, да еще деревянная! Редкость!
|
|
г. Стародуб,
Каланча
Дом Миклашевских
в с. Нижнем,
на Стародубщине.
Чертеж XVIII в.
|
|
|
В XIX веке нельзя было
представить российский город без каланчи. Это был обязательный элемент его
силуэта. А сколько было написано анекдотических рассказов, например у
Чехова, в которых так смешно изображались разные курьезные происшествия
противопожарных блюстителей. Если же говорить серьезно, то для своего
времени каланча -- очень
нужная вещь, ибо пожары были бичом городов. Но теперь борьба с пожарами
стала совершенно иной, прежние каланчи стали ненужными, и они почти всюду
разобраны. А жаль, это были любопытные сооружения.
Каким-то чудом уцелевшая стародубская каланча тоже не чужда традициям
классической архитектуры; главный вход ее имеет вид четырехколонного портика с
разорванным фронтоном. Портик примыкает к основному рубленому четверику, на
котором возвышается главный элемент каланчи --
восьмиугольная башня. Нетрудно видеть, что это тот же прием, что и в рубленых
деревянных церквах. Да это и не удивительно --
и то и другое делали, придерживаясь одних и тех же традиций деревянного
строительства.
По верху башни устроены небольшой восьмерик с плоским куполом, а также площадка,
с которой дежурные пожарники, зевая и почесываясь от скуки, вели наблюдение за
городом. А в примыкающем одноэтажном здании стояли наготове дюжие лошади и бочки
с водой. Провинциальный быт небольшого города кажется нам таким чуждым и
далеким, а ведь он существовал
всего полсотни лет назад.
|
|
Портрет стародубского полковника
М. Миклашевского.
Конец XVII в.
|
|
МИКЛАШЕВСКИЕ В ПОНУРОВКЕ. Перед тем как
покинуть древний Стародуб, советуем посетить село Понуровку, расположенное
километрах в двадцати к югу от города. Направляясь туда, мы спустимся с
холмов Стародуба, переедем запруженную здесь реку Бабинец, вследствие чего
образовался изрядный пруд, и слева от дороги увидим Богоявленскую церковь,
живописные "бани" которой кокетливо выглядывают сквозь ветвиокружающих
деревьев. Судя по всему, это здание сооружалось в несколько приемов, а
колокольня и совсем поздняя. Формы и декоративное убранство центрального
объема выполнены в стиле украинского барокко начала
XVIII века. В то же время малые купола расположены
не крестообразно, а по углам основного объема, то есть по московскому
образцу.
|
Стр.2
|
|
Страницы -
1,
2,
3.
|
|