Страницы - 1, 2.

Стр.2

Магдебургское право в Стародубе просуществовало, постепенно сходя на нет, до середины 19 века.

Конечно, на протяжении всего времени действия магдебургского права в Стародубе роль институтов городского самоуправления в городе не была неизменной - постоянное соперничество городской власти с полковой администрацией отрицательно сказывалось на жизни города. Примером тому могут стать такие факты: по переписи 1666 года - в период расцвета городского самоуправления Стародуба - в городе насчитывалось 974 хозяйства. Для сравнения - в Киеве - 684, в Нежине - 709, в Соснице 505 хозяйств, в остальных городах левобережной Малороссии - менее 500. То есть Стародуб в середине - второй половине 17 века был крупнейшим городом Левобережья. Однако к концу 18 века, когда полковая администрация фактически подмяла городские институты самоуправления Стародуба, город потерял свое значение и при административной реформе в Малороссии 1778-1783 гг., Стародуб смог закрепить за собой только статус уездного города.

В течение 19 века городское самоуправление в Стародубе постепенно заменялось так называемым "общественным управлением". Связано это было с распространением на малороссийские города действия общеимперских законов и постановлений. К концу 19 - началу 20 века система общественного управления выглядела следующим образом: Главным органом городского общественного управления стала городская дума. Гласные (депутаты) городской думы избирались на 4 года на избирательном собрании горожан, имеющих право голоса. Думой избирался ее председатель - городской голова. Присутствие гласных на заседаниях думы было обязательным. За неявку по неуважительной причины  налагалось взыскание: замечание, денежный штраф и, даже, временное исключение из думы.

Исполнительным органом городского общественного управления являлась городская управа. Председателем городской управы был так же городской голова. Члены городской управы (в количестве 2-х человек) избирались городской думой. Все должностные лица городского общественного управления подлежали утверждению губернатором.

Для непосредственного управления отдельными отраслями городского хозяйства, думой избирались "исполнительные комиссии", которые могли приступить к своим обязанностям не иначе, как с разрешения губернатора.

В компетенцию городского общественного управления входило заведывание капиталами и имуществами города, забота об его благоустройстве, обеспечении продовольствием, развитии городского здравоохранения, народного образования, местной промышленности и торговли. Кроме того, городское общественное управление должно было предпринимать действия по профилактике и защите города от пожаров и других стихийных бедствий.

Основой городской казны являлись "городские сборы" с недвижимости, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, с постоялых дворов, со съестных лавок, с извозного и перевозного промыслов, с частных лошадей и экипажей. Кроме этого взымались некоторые второстепенные сборы.

Обязательными расходами для городского общественного управления были расходы на полицию, пожарную часть, воинский постой, устройство арестантских помещений при полиции, отопление и освещение тюрем, выдача пособий государственному казначейству и разным учреждениям и ведомствам.

Действия органов городского общественного управления жестко контролировалось губернатором, который в любой момент мог приостановить то или иное действие любого городского органа общественного управления.

К концу 19 века значительно обособилась от города и его сельская округа - уезд. Несмотря на то, что уездные учреждения были сосредоточены в городе, внегородская территория уезда в хозяйственном отношении управлялась уездным земским собранием и его исполнительным органом - уездной земской управой. Уездные учреждения имели характер комиссий, собиравшихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства или исправника.

Кроме того, в сельских населенных пунктах действовали независимые от уездных учреждений крестьянские органы самоуправления.

В заключение следует, видимо, сделать вывод, что историческое развитие территориального самоуправления (городского и сельского) было не однозначным. Во-первых - отчетливо наблюдается тенденция к обособлению города от его сельской округи; во-вторых - по мере укрепления и централизации государства самоуправление территорий заменяется общественным управлением, подконтрольным вышестоящей администрации.

Столь же неоднозначным были и последствия таких изменений. Как видно, наиболее благоприятная ситуация для Стародуба и его округи складывалась в период действия магдебургского права - времени наивысшего расцвета городского самоуправления. К исходу же 19 века, когда экономическая самостоятельность города была почти полностью утрачена, Стародуб превратился в третьеразрядный уездный городок.

 

 

Стр.2

Страницы - 1, 2.