Стародубское городское самоуправление в своем развитии прошло несколько этапов.
Первый, а точнее предварительный, этап связан с возникновением Стародуба и его
сельской округи. Стародуб появился на карте Древней Руси во второй половине 80-х
годов 9 века как небольшой городок-становище
состоявший из маленькой крепостицы и прилепившегося к ее стенам небольшого
посада. Крепость охраняла один из участков пути полюдья по которому русская
дружина совершала ежегодный обход подданных земель с целью сбора дани. Первыми
жителями городка в таком случае должны были быть дружинники, составлявшие
гарнизон этой крепости и ремесленники, обеспечивавшие нужды гарнизона
ремесленными изделиями - вооружением, хозяйственной и бытовой утварью и пр.
Обеспечение сельскохозяйственной продукцией происходило, видимо за счет труда
тех же ремесленников и членов их семей. Таким образом, на начальном этапе вся
жизнь становища была полностью подчинена военным задачам и управлялся городок
княжеским наместником - начальником гарнизона. Собственно говоря, эта маленькая
крепостица, выполнявшая чисто военные задачи, городом еще не являлась, поэтому о
самоуправлении говорить применительно к данному периоду было бы преждевременно.
Но, тем не менее можно предположить, что среди немногочисленных жителей
становища уже начали формироваться какие-то общественные структуры для решения
бытовых текущих вопросов.
Следующий, вечевой, этап
развития городского самоуправления охватывает период с начала 10 века - по
середину 13 века. Предположительно уже на рубеже 9-10 вв. население Стародуба
начинает быстро увеличиваться. Изменяется и его структура. Особенно быстро
растет посадская часть населения состоящая из ремесленников и земледельцев.
Вокруг Стародуба одно за другим появляются сельские поселения, формируется
сельская округа. В связи с этими процессами усложняются и задачи, стоящие перед
самим городком-становищем. В дополнение к прежним, чисто военным, становище
приобретает новые функции, обусловленные необходимостью управления быстро
развивающейся сельской округой. Городок постепенно приобретает черты
административного и ремесленно-торгового центра округи. На протяжении всего 10 и
первой половины 11 века идет интенсивный процесс превращения становища в
полноценный город. Одновременно в Стародубе формируется городское
самоуправление, характерное для Древней Руси. Главным институтом такого
самоуправления было
вече. Именно на нем принимались
те или иные решения, связанные с жизнью города и его округи, и их
взаимоотношением. С постепенным снижением роли княжеского наместника, значение
веча усиливалось. Наивысшего расцвета вечевая система самоуправления достигает в
середине - второй половине 11 века. К этому времени такая система сбора дани как
полюдье, уходит в прошлое, функции становища отмирают, а Стародуб окончательно
превращается в типичный древнерусский город, с характерными для такого города
административно-политическими институтами самоуправления. Только результатом
возросшей самостоятельности города можно объяснить такой факт, известный из
летописи, как оказание в 1096 году военной поддержки опальному князю Олегу
Святославичу, выступившему против Владимира Мономаха. Именно и только на вече
могло быть принято такое решение, связанное с огромным риском для города и
его жителей. На этом же вече, и это очевидно, присутствовали жители (или их
представители) сельской округи, без поддержки которой, 33-х дневная оборона
города в условиях полной осады была бы невозможна. Судя даже по немногочисленным
летописным известиям о Стародубе, роль городского самоуправления была достаточно
высока. С этим связана и большая самостоятельность города на протяжении всего 12
и первой половины 13 века. Как уже говорилось, понятие города в Древней Руси
включало в себя не только город в узком, современном смысле, но и сельскую
округу, а так же так называемые
"пригороды" - городки,
находящиеся в тесной зависимости от основного города (так в Стародубскую округу
помимо многочисленных сельских поселений входили городки Росусь, Синин Мост,
городок у нынешнего села Рябцево и ряд других). Синонимом такого расширенного
понятия "город" было понятие "городовая волость".
Поэтому компетенция городского самоуправления распространялась и на сельскую
округу, а на вече были представлены все поселения волости. Конечно, право голоса
на вечевом собрании имели только взрослые свободные мужчины, а решения вече во
многом определялось позицией "лучших мужей"
- наиболее зажиточной части населения города и округи. Город посредством вечевых
собраний регулировал экономические, социальные вопросы на территории волости, на
вече же определялась и политическая позиция всей волости по отношению к
периодически возникавшим "внешним" проблемам.
Следующий период - с середины 13 по середину 14 века в истории Стародуба
является достаточно темным. Нашествие монголов, разрушение русских городов и
княжеств, гибель многих письменных источников в пожарах, привели к тому, что
Стародуб надолго исчезает со страниц исторических источников. Однако, несмотря
на все катаклизмы мы встречаем Стародуб в документах, второй половины - конца 14
века. Постоянная борьба за Стародуб со стороны сопредельных государств приводила
к тому, что город многократно менял свою государственную принадлежность. Еще
чаще менялись "державцы" Стародуба и волости (за сто лет - 13 раз!). И все это
происходило отнюдь не спокойными, мирными способами. При такой чехарде властей
городское хозяйство должно было бы рассыпаться, а город прекратить свое
существование, однако, каждый раз находилась какая-то сила, которая всякий раз
после погромов возрождала Стародуб и волость. Такой постоянно действующей силой,
независимой от внешнеполитических вихрей, было городское самоуправление. Сейчас
почти невозможно
реконструировать систему и институты Стародубского самоуправления в 15 - 16
веках, однако, по аналогии с другими русскими городами, можно сделать
предположение о продолжении существования в это время в Стародубе вечевой
системы, или, во всяком случае, отдельных ее элементов.
Более уверенно можно говорить о системе управления Стародубом и его округой с
1620 года, когда польский король Сигизмунд III присвоил городу
магдебургское право, подтвержденное жалованной грамотой
русского царя Алексея Михайловича в 1665 году. Согласно магдебургскому праву,
жизнью города управлял городовой магистрат,
во главе которого стоял выборный из среды мещан войт.
Однако, власть магистрата распространялась не только в пределах города, но и на
всю городовую округу. Все села, не принадлежавшие монастырям и казацкой
старшине, были закреплены за магистратом и стали называться "магистрацкими". "Магистрацкие
села" поделены были на волости,
которыми управляли назначаемые магистратом волостные
сотники. Так, в начале 18 века Стародубским магистратом
управлялись Малотопальская, Пятовская, Гарцевская, Андрейковичская и несколько
других волостей. Крестьяне магистратских сел назывались "волоским
поспольством" в отличие от "градского
поспольства", т.е. мещан. Выборы происходили на собрании
мещан, цеховых людей (купцов,
ремесленников) и всего поспольства. Члены магистрата - урядники (бурмистры,
райцы и лавники) так же выбирались из среды поспольства
- мещан и землевладельцев. В Стародубском магистрате состояло (на 1721 год) 8
бурмистров, 5 райцев и 5 лавников. На магистрате лежала забота о городском
благоустройстве; он должен был регулировать цены на продовольственные товары,
наблюдать за мерами и весами, заботится о поддержании в городе чистоты и
пожарной безопасности. Войту принадлежала административная и судебная власти.
Под юрисдикцией войта с лавниками и бурмистра с райцами находились не только
местные мещане, но и все приезжие. Городской бюджет формировался из доходов от
земельной собственности, от магистратских сел, из городских налогов (торговая,
весовая, померная и мостовая пошлины), из доходов от сдачи в наем
городских гостиных дворов, бань, мельниц и пр. Так же в городскую казну шел
налог с купцов и ремесленников. В расходовании этих средств давался ежегодный
отчет перед войтом и всем поспольством.
|