Страницы - 1,  2.

Стр.1

"Летопись самовидца" первого издания 1846 г. была подарена Д.Р.Поклонским Стародубскому краеведческому музею в 1997 г. где и хранится по сей день.

Саму летопись пока не могу опубликовать т.к. страницы получаются ~180Kb, надеюсь скоро что ни будь придумать. Для примера можете скачать страничку.

Могу порекомендовать украинский сайт http://litopys.kiev.ua/ где размещена Летопись Самовидца с комментариями на украинском

                    языке и изданная в 1971 году.

 

Отрывок из книги Д.Р. Поклонского

«Стародубская старина »

  

глава 11 

О "Летописи саовидца" и ее авторе.
Издательство «Клинцовской 

городской типиграфии», 2002, 381 с.

 

Полное название ее: «Летопись Самовидца о войнах Б. Хмель­ницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти». Летопись является ценным литературным памятником Южной Рос­сии XVII века. Особое значение этой летописи состоит в высокой достоверности, поэтому историки с большим доверием используют ее. О многих исторических событиях того времени только в «Летопи­си Самовидца» можно найти объективную информацию. Для нас, стародубцев, она бесценна тем, что, излагая события, происходив­шие в Малороссии, автор очень часто рассказывает о делах на Стародубщине и в городе Стародубе.

Летопись впервые была напечатана в Москве в 1846 году. Один экземпляр этого издания имеет Стародубский краеведческий му­зей. Летопись дошла до нас без указания имени автора, без указа­ния места и времени ее составления. Сохранилось несколько спис­ков летописи, имеющих некоторые отличия друг от друга, кото­рые появились по вине последующих переписчиков. Второй раз «Ле­топись Самовидца» была издана в 1878 г. с учетом новых открытых списков.

Отличительной особенностью летописи является то, что ее со­держание обнимает все пространство Малой России и ее нельзя при­урочить к какой-то определенной местности. Другие малороссийские летописи (Боркулабовская, Львовская, Хмельницкая, Черниговс­кая) описывают события " происшествия одной какой-либо мест­ности, от которой они и получили свои названия. «Летопись Само­видца» — это общеукраинская летопись. Более того, в ней встреча­ются известия о событиях в московском государстве, в Польше, в Турции, в Австрии и в других европейских странах.

В летописи изложены события с 1340 г. по 1734 г., се условно можно разделить на 3 части.

I часть — сведения о событиях в Малой России, давно минув­ших, с 1340 г. но 1648 г., т. е. до начала национально-освободитель­ного движения на Украине под руководством Богдана Хмельницко­го. Эти сведения взяты автором из каких-то польско-украинских хроник и не всегда они точны и достоверны. Доверять летописи в этой части нужно осторожно, сравнивая с другими источниками. Эта часть летописи невелика и занимает всего несколько листов.

II часть охватывает период времени 1648—1702 г.г. В этой части описываются события, по которым автор получил информацию либо из уст участников событий, либо из документов, либо сам был непосредственным участником. Анализ текстов показывает, что летопись была начата Самовидцем, не раньше конца 1672 г. Автор выполнял свои записи, если не всегда одновременно с са­мими событиями, то, во всяком случае, во время, очень близкое к этим событиям. Период, в течение которого составлялась летопись, продолжался десятки лет. Раз начав свой труд, летописец продол­жал его уже потом систематично из года в год. С 1672 летопись принимает характер отрывочных, ничем не связанных между собой, заметок о разных происшествиях. События расположены строго в том порядке, в каком они следовали друг за другом. Рассказ совер­шенно потерял прежнюю стройность и последовательность. Это как раз и подтверждает мысль, что в эти годы летопись писалась оче­видцем. 1702 г. — конец этого периода. Возможно, это было связано со смертью автора.

III часть (1702—1734 г.г.) была составлена какими-то другими людьми, продолжателями большого дела Самовидца, но также не оставившими нам своих имен.

Для того, чтобы правильно понимать содержание летописи, очень желательно знать:

— где была написана летопись;

— когда была написана летопись;

— кем была написана летопись, каково образование автора, его происхождение, его положение в обществе, его политические и религиозные убеждения и т. д.

На некоторые из этих вопросов и попробуем ответить себе.

Где была составлена летопись?

Внимательное изучение текста дает возможность довольно опре­деленно установить местность, где она составлялась. Наибольшими подробностями отличаются рассказы летописи о событиях, которые происходили в пределах Северщины. Самовидец отождествляет Се­вер и Стародубщину: «Того ж часу и року из Сивера, то есть из Стародубова, Почепа, Мглина, Дрокова, жолнеров выгнало поспольство самих тих городов, много оных погромивши» или, например, «...полк Черниговский со всею Северью аж по Гомель и Дроков и Мглин».

Автор летописи знал и писал о стародубских полковниках: Пет­ре Рославце, Семене и Якове Самойловичах. Отмечал случаи на­шествия саранчи или климатических чрезвычайных ситуаций на Стародубщине; о пожарах в церквях г. Стародуба; о случаях с отдельны­ми стародубскими священниками; о стародубских староверах и т. д. Никто, кроме местного жителя, не мог в общеукраинской летописи подробно рассказывать о таких происшествиях. Видно, что летопись Самовидца, если не в целом составе, то в наиболее значительной своей части была составлена в пределах Стародубщины или в бли­жайшей к ней местности. Правда, специалисты-лингвисты отмеча­ют, что язык летописи лишен признаков северянского говора, зна­чительно отличающегося от других малороссийских говоров. Это про­тиворечие легко можно объяснить, если допустить, что автор не был уроженцем Стародубщины, а переселился сюда вероятнее всего с Правобережной Украины (язык летописи имеет признаки этой части Малороссии).

Кто был составителем летописи?

Летопись была найдена в нескольких списках, но ни один из них не дает ни малейшего указания на имя автора. Впрочем, самое главное состоит, конечно, не в имени. Для точного изучения лето­писи и осознанного пользования ею важнее знать личность авто­ра, т. е. определить его место в обществе, каково его личное участие в описанных событиях, каковы были его симпатии, воззрения, к какой группе населения он относился и т. п.

Таинственная личность летописца, который по каким-то, неиз­вестным нам причинам, решил скрыть свое авторство, не так-то просто поддается расшифровке и остается скрытой от читателя. Так получается потому, что тон летописи на всем протяжении остается спокойным, объективным и бесстрастным. Личные отношения лето­писца к лицам и действиям почти не видны, что затрудняет описа­ние личности автора.

Нет никакого сомнения, что автором летописи Самовидца могло быть только лицо, принадлежавшее к образованному сословию. Та­кими в то время в Малороссии были: духовенство, немногие из мещан, казаки из разряда «значных» и местные православные шлях­тичи. Содержание летописи показывает, что наш автор обладал не­которым образованием, но уступал в этом отношении другим лето­писцам, которые показывали хорошие знания латинского и польского языков. Он был начитанным человеком, был знаком с европейской географией, имел представления о политическом строе и взаимоот­ношениях тогдашних европейских государств. Можно даже допус­тить, что он был знаком с польским и латинским языками. Это можно предположить по множеству иностранных слов, встречаю­щихся в летописи. Задачей автора, видимо, было сохранить правди­вые сказания о тех событиях, свидетелем которых он был или о которых имел точные сведения. Язык «Летописи Самовидца» до­вольно близок к народной малороссийской речи. Иногда летописец употребляет живые народные пословицы.

Для более близкого знакомства с личностью автора летописи необходимо определить его личные воззрения и симпатии в вопро­сах общественных, политических и религиозных. Многие, особенно первые, рассказы летописи проникнуты тоном заметного сочувствия к польско-шляхетскому сословию, против которого, главным обра­зом, и было направлено народное восстание при Б. Хмельницком. Чувства народных масс, пылавших негодованием и озлоблением против этого сословия, были совершенно чужды летописцу.

Слои населения, занимавшие привилегированное положение в обществе, вполне мирились с общественным строем Польши, нахо­дя его почти образцовым. Самовидец не был в этом случае исключе­нием. Это видно из его рассуждений о причинах войн Б. Хмельниц­кого. Главными причинами, по его мнению, были «от ляхов на православие гонение и козакам отягощение». При этом он пережи­вал лишь за «реестровых» казаков, которых было совсем немного и которых признавало польское правительство. Летописец совсем не протестует против бесправного, закрепощенного состояния простого народа, так называемого «поспольства». По его мнению, в положе­нии тогдашних крестьян одно лишь было плохо — помещики не сами управляли своими имениями в Малороссии, а через старост и «жидов-арендаторов». От них-то и происходило все зло для народа: «...бо сами державци на Украине не мешкали, тилко уряд держали, и так о кривдах людских мало знали, албо любо и знали, толко, заслеплени будучи подарками от старост и жидов арандарей, того не могли узнати, же их салом по их же шкуре и мажут: з их подданих выдравши, оним даруют, що и самому пану волно бы узяти у своего подданного...» Поэтому не удивительно, что в народном восстании при Б. Хмельницком летописец склонен был видеть лишь ряд жестокостей «своевольной черни» по отношению к своим державцам, а сами войны Хмельницкого считал наказанием божим за грехи.

Очевидно, автор по своим воззрениям примыкал к тем в Мало­россии, которые постоянно стремились выделить лучших, так назы­ваемых «реестровых», казаков из всей массы простого народа и со­здать из них шляхетное, на польский манер, сословие. Таким обра­зом, общественные воззрения и симпатии автора летописи подска­зывают нам, что он сам принадлежал к верхушке казацкого сосло­вия.

О том, что летописец мог быть человеком из казацкого сосло­вия, говорит тот факт, что о многих военных походах, битвах он рассказывает как очевидец, а часто и как участник этих событий. Из летописи видно, что автор был близок к гетманскому правитель­ству, сопровождал в походах казацкие войска, иногда участвовал в посольствах. Но из летописи не видно, сколь высокое служебное положение он занимал.

В Малороссии того времени многие образованные люди с моло­дых лет служили в войсковой канцелярии, довольно многочислен­ной. Войсковая канцелярия являлась для образованных детей казац­кой старшины практической школой для подготовки к занятию выс­ших должностей. Из летописи хорошо видно, что эпоха освободи­тельных войн Богдана Хмельницкого совпала с ранней молодостью летописца. Его рассказы этого времени отличаются строго истори­ческой формой изложения, в них отсутствуют эпизодические под­робности, что выдает автора как человека, наблюдавшего за проис­ходившим с расстояния.

Но вот уже известия 1654 г. об участии в осаде Смоленска описа­ны свидетелем. Тогда казаки Нежинского полка, куда входили и стародубцы, под руководством Василия Золотаренка действовали на территории Белоруссии. В это время автор летописи мог начинать какую-то свою службу, которая позволяла ему вращаться в сферах, близких к гетманскому правительству. Такое положение давало ему возможность наблюдать за ходом главных событий в Малороссии, поэтому часто многие из них описаны в летописи с протокольной точностью.

В 1660 г. в Борисове проходили переговоры о перемирии москов­ских послов с поляками. Там же мы видим и нашего летописца. (Из официальных документов известно, что от украинских казаков в переговорах участвовали: нежинский полковник Василий Золотаренко, Федор Коробка и нежинский сотник Роман Ракушка). Описывая военные дела казаков как свидетель, автор совершенно забыл о самом себе и ни разу не отметил свою личную роль в боевых действиях. Летописец сохраняет полное спокойствие и бес­пристрастие в тех рассказах, где казаки терпели поражения. В ле­тописи не видно признаков особых симпатий автора к казакам, вос­хищения их удачами и удальством. Наоборот, он часто осуждает их за пьянство и разбои. Всеобщее стремление вступать в казачество Самовидец объясняет лишь страстью к грабежам. В некоторых местах летописи есть такие резкие отзывы о казаках, что и не верится, чтобы их мог написать человек, сам принадлежавший к казакам. Об отряде полковника Небабы, разбитому в 1651 г. литовским гетма­ном, Самовидец пишет: «...там (было) немалое войско — полк черниговский и нежинский, которие зоставали безпечне, болшей бавячися пянством, а нежели осторожностию, розумеючи, же юже мезвитяжними зостали».

Стр.1

 

Страницы - 1,  2.