Магдебургское право в Стародубе просуществовало, постепенно сходя на нет, до
середины 19 века.
Конечно, на протяжении всего времени действия магдебургского права в Стародубе
роль институтов городского самоуправления в городе не была неизменной -
постоянное соперничество городской власти с полковой администрацией отрицательно
сказывалось на жизни города. Примером тому могут стать такие факты: по переписи
1666 года - в период расцвета городского самоуправления Стародуба - в городе
насчитывалось 974 хозяйства. Для сравнения - в Киеве - 684, в Нежине - 709, в
Соснице 505 хозяйств, в остальных городах левобережной Малороссии - менее 500.
То есть Стародуб в середине - второй половине 17 века был крупнейшим городом
Левобережья. Однако к концу 18 века, когда полковая администрация фактически
подмяла городские институты самоуправления Стародуба, город потерял свое
значение и при административной реформе в Малороссии 1778-1783 гг., Стародуб
смог закрепить за собой только статус уездного города.
В течение 19 века городское самоуправление в Стародубе постепенно заменялось так
называемым "общественным управлением". Связано это было с распространением на
малороссийские города действия общеимперских законов и постановлений. К концу 19
- началу 20 века система общественного управления выглядела следующим образом:
Главным органом городского общественного управления стала городская дума.
Гласные (депутаты) городской думы избирались на 4 года на избирательном собрании
горожан, имеющих право голоса. Думой избирался ее председатель - городской
голова. Присутствие гласных на заседаниях думы было обязательным. За неявку по
неуважительной причины налагалось взыскание: замечание, денежный штраф и,
даже, временное исключение из думы.
Исполнительным органом городского общественного управления являлась городская
управа. Председателем городской управы был так же городской голова. Члены
городской управы (в количестве 2-х человек) избирались городской думой. Все
должностные лица городского общественного управления подлежали утверждению
губернатором.
Для непосредственного управления отдельными отраслями городского хозяйства,
думой избирались "исполнительные комиссии", которые могли приступить к своим
обязанностям не иначе, как с разрешения губернатора.
В компетенцию городского общественного управления входило заведывание капиталами
и имуществами города, забота об его благоустройстве, обеспечении
продовольствием, развитии городского здравоохранения, народного образования,
местной промышленности и торговли. Кроме того, городское общественное управление
должно было предпринимать действия по профилактике и защите города от пожаров и
других стихийных бедствий.
Основой городской казны являлись "городские сборы" с недвижимости, с документов
на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, с постоялых дворов, со
съестных лавок, с извозного и перевозного промыслов, с частных лошадей и
экипажей. Кроме этого взымались некоторые второстепенные сборы.
Обязательными расходами для городского общественного управления были расходы на
полицию, пожарную часть, воинский постой, устройство арестантских помещений при
полиции, отопление и освещение тюрем, выдача пособий государственному
казначейству и разным учреждениям и ведомствам.
Действия органов городского общественного управления жестко контролировалось
губернатором, который в любой момент мог приостановить то или иное действие
любого городского органа общественного управления.
К концу 19 века значительно обособилась от города и его сельская округа - уезд.
Несмотря на то, что уездные учреждения были сосредоточены в городе, внегородская
территория уезда в хозяйственном отношении управлялась уездным земским собранием
и его исполнительным органом - уездной земской управой. Уездные учреждения имели
характер комиссий, собиравшихся по мере надобности под председательством
уездного предводителя дворянства или исправника.
Кроме того, в сельских населенных пунктах действовали независимые от уездных
учреждений крестьянские органы самоуправления.
В заключение следует, видимо, сделать вывод, что историческое развитие
территориального самоуправления (городского и сельского) было не однозначным.
Во-первых - отчетливо наблюдается тенденция к обособлению города от его сельской
округи; во-вторых - по мере укрепления и централизации государства
самоуправление территорий заменяется общественным управлением, подконтрольным
вышестоящей администрации.
Столь же неоднозначным были и последствия таких изменений. Как видно, наиболее
благоприятная ситуация для Стародуба и его округи складывалась в период действия
магдебургского права - времени наивысшего расцвета городского самоуправления. К
исходу же 19 века, когда экономическая самостоятельность города была почти
полностью утрачена, Стародуб превратился в третьеразрядный уездный городок.
|