Страницы - 1,  2,  3,  4.

Стр.2

землям древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань Русам. Кормясь таким образом в течение целой зимы, князь с дружиной в апреле, после ледохода возвращался в Киев. Отправляясь в так называемое "большое полюдье", князь с дружиной шел вначале вверх по Днепру (от Киева до Смоленска), затем вниз по Десне обратно до Киева. Из-за того, что славянские племена еще сохраняли политическую самостоятельность, и их отношение к русам можно назвать скорее враждебным, - киевские князья не рисковали заходить в глубь племенных земель, а двигались или по нейтральным (межплеменным) территориям, или по окраинным землям. Поэтому, часть маршрута полюдья проходила по Судости (от ее верховий до устья Вабли), затем вдоль Вабли, Бабинца, с выходом на Титву и Сновь и уже по Снови дружины спускались на Десну и далее в Днепр(10). Таким образом, князь проходил между землями северян и радимичей. Для обеспечения безопасности дружины и для сбора дани через определенные промежутки пути создавались становища - укрепленные городки, куда свозилась собранная с племен дань и где дружина могла отдохнуть, а в случае необходимости - отразить нападение неприятеля. Расстояние между такими становищами не должно было превышать дневного перехода - т.е. 30 - 35 верст. Так на Снови появляется городок у нынешнего села Оптени, через 30 верст, уже на Титве-Сказов-город, еще, приблизительно через такой же отрезок пути, уже на Бабинце - становище на месте Стародуба и еще один пункт, в низовьях Вабли - на месте нынешнего села Синин. Эти становища очень скоро превращаются в опорные пункты киевской экспансии. На некоторых из них, наиболее важных, узловых, в первую очередь в Стародубе, поселяются переселенцы (этнические поляне и, может быть, некоторое количество западных северян, скорее всего, выходцев из территории, подконтрольной Киеву), обеспечивающие хозяйственные и бытовые потребности дружины, которая располагается неподалеку в укрепленном лагере. Таким лагерем, вероятно, и было городище в устье Бабинца к западу от села Левенка, о котором говорилось выше.

Таким образом, уже в конце 9 века (видимо, вскоре после 884 года) русские дружины поднимаясь вверх по Снови и Титве закрепляются на берегах Бабинца и Вабли. Во всяком случае, как показал на основе анализа письменных источников А.Н.Насонов, территория "Русской земли" в это время включает в себя и междуречье Снови и Десны(11). Академик Б.А.Рыбаков, уточняя вопрос о северо-восточных границах "Русской земли" в 9 веке, прямо говорит о принадлежности Стародуба и его округи древнерусскому государству(12)

Подводя итоги вышесказанному, можно предположить, что Стародуб возник как становище на пути полюдья вскоре после 885 года и был основан не славянами, а Русью, киевским князем и его первыми жителями были киевские дружинники и переселенцы из окрестностей Киева и Чернигова. Сам городок-становище располагался на одном из высоких и обрывистых мысов левого коренного берега Бабинца, который известен ныне как "Солдатская гора". Рвы, валы и деревянные крепостные стены защищали становище и его жителей от недружественных соседей. Совсем рядом с городком, на соседнем мысу, поселились ремесленники, изготовлявшие и ремонтировавшие оружие, различные бытовые предметы, хозяйственную утварь и земледельцы, освоившие плодородные земли в ближайшей округе и обеспечивавшие дружинников и горожан продуктами питания.

 

4. От становища к городу.

На протяжении 10 века усиливалась роль Стародуба как административно-хозяйственного центра "Вабле-Титвинского" участка полюдья, очень быстро росло население и резко увеличилась территория занятая городом. Совершенствовались прежние и возводились новые городские укрепления. Во всяком случае, уже к середине 10 века, Стародуб представлял собой достаточно большое укрепленное поселение и состоял из детинца и большого посада. Стародубский детинец (кремль) находился на мысу (ныне Солдатская гора) и был обнесен по периметру земляным валом. По гребню вала шла бревенчатая крепостная стена с башнями. В центре детинца возвышалась сторожевая башня - донжон. От коренного берега детинец был отделен крепостным рвом. С севера к детинцу примыкал обширный, площадью не менее 23 - 25 гектаров посад(13) в пределах нынешних Красной площади, Советской площади, ул. им.Фрунзе (от ул. им.Калинина до ул. им.Малеча). По периметру посада так же был выкопан ров и насыпан вал. По гребню вала шла крепостная стена, построенная из бревенчатых срубов, заполненных землей. Через определенные промежутки над стеной возвышались башни. Кроме того, часть города располагалась на правом берегу Бабинца - напротив Солдатской горы. В детинце размещался посадник или боярин, осуществлявший от имени князя управление данным участком пути полюдья и прилегающей округой, а на посаде селились ремесленники, торговцы, семьи дружинников. Кроме того, в случае военных конфликтов, на посаде могли найти укрытие и защиту жители окрестных сельских поселений. До середины 70-х годов нашего столетия на восточной окраине Стародуба еще существовал курганный могильник, где может быть, были похоронены первые жители Стародуба - русские дружинники.

В 6 - 7 верстах к востоку от Стародуба, в устье Бабинца в укрепленном лагере, как уже было сказано, дислоцировалась часть киевской дружины. Кроме охраны указанного участка полюдья, дружинники обеспечивали военнополитическое присутствие Киева на радимичско-северянском пограничье и оборону северо-восточного рубежа "Русской земли".

В это же время началось активное заселение и сельскохозяйственное освоение Стародубской округи, появились поселения на берегах Катовки, Бабинца, Вабли, Титвы, Пятки и других речек. В связи с этим Стародуб начал приобретать новую для себя роль - постепенно становился административным, экономическим, торговым и, возможно, культовым центром формирующейся сельскохозяйственной округи.

Первый этап существования и развития Стародуба и его округи неразрывно связан с большим полюдьем и во многом обусловлен его функционированием. Однако такая форма взаимоотношений Руси и соседних, обложенных данью земель, могла существовать до тех пор, пока эти земли (в данном случае радимичи и северяне) сохраняли известную автономию. Киевские же князья объективно стремились к полному и безусловному включению левобережных племен в состав Киевского государства. В 984 году великий киевский князь Владимир Святославович предпринял поход на радимичей и его воевода Волчий Хвост разгромил радимичскую дружину на реке Пищане.

Несколько дольше сохраняли автономию северяне. И не только сохраняли, но и активно пытались освободиться от даннической зависимости Киеву. Воспользовавшись вспыхнувшим конфликтом между великим киевским князем Ярославом Владимировичем (Мудрым) и его братом Мстиславом, северяне приняли сторону последнего. В знаменитой битве при Листвине в 1024 году, Мстислав выставил своих союзников северян против варягов, сражавшихся на стороне Ярослава, и в ходе сражения варяжский отряд и северянская дружина уничтожили друг-друга. Введя в бой свежие силы (свою дружину), Мстислав обратил Ярослава в бегство. Однако, в итоге, братья разошлись полюбовно и поделили Русскую землю по Днепру. Земли по правому берегу Днепра с Киевом остались за Ярославом, а Мстислав сел в Чернигове, получив во владение по договору земли по левому берегу Днепра, включая и территорию занятую северянами. В течение 12 лет после этой битвы, северяне еще сохраняли свою самостоятельность. После смерти Мстислава в 1036 году, Ярослав вновь восстановил свою власть над левобережьем. Однако, великий киевский князь уже не удовлетворился получением дани от северян и предпринял ряд походов в Северскую землю, сопровождавшихся массовыми погромами, в результате которых население Северской земли значительно сократилось, а северянское территориально-политическое объединение было полностью ликвидировано(14).

Все это привело к тому, что большое полюдье во второй четверти 11 века теряет свое значение, а к 1040-м годам и вовсе перестает функционировать. В связи с этим прекращает свое существование и дружинный лагерь располагавшийся у устья Бабинца. Все функции по управлению округой окончательно сосредотачиваются в Стародубе. Город становится, административным, военным и хозяйственным центром формирующейся волости.

 

5. Стародуб в составе Черниговского княжества.

Второй этап существования и развития Города совпадает с периодом раздробления территории Киевского государства, начавшимся после смерти великого киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году. Еще при жизни, князь раздал "столы" в русских городах своим сыновьям Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю и Вячеславу. По воле Ярослава, в Чернигове сел на княжение его второй сын Святослав (старшему из оставшихся в живых к тому времени сыновей - Изяславу  Ярослав  завещал  Киев).       Власть   Святослава   распространилась   на   огромную

 

Стр.2

Страницы - 1,  2,  3,  4.