Страницы - 1,  2.

Стр.2

Посмотрим на отношение автора летописи к польскому прави­тельству. Известно, что южнорусская казацкая верхушка в период польского владычества в Малороссии отличалась необыкновенной преданностью королевской власти и во время казацких восстаний по большей части оставалась на стороне правительства. Казацкие вожди, поднимая оружие против польских панов, всегда сохраня­ли глубокое почтение к особе короля. Почтение к королевской вла­сти отчетливо видно и в летописи Самовидца, а ведь прошло уже почти 20 лет с момента выхода Малороссии из подчинения Польше. В рассказах о войнах Хмельницкого нет выражений довольства по поводу блестящих побед казаков, а слышится даже тайное соучастие к плачевному положению тогдашней Польши. Например, о смерти короля Владислава IV летописец пишет: «Господь Бог за грехи навидел землю тяжкою войною и отнял оной господаря, то есть короля щасливого Владислава, которий на початку тоей нещастной войни померл».

В тех случаях, когда Хмельницкий обнаруживал непокорность польскому правительству и настойчивость в своих требованиях, автор летописи явно порицает поведение гетмана. Наоборот, он одобряет поведение гетмана, когда тот уступает полякам. Так, он хвалит Хмельницкого, который имел возможность пленить в бит­ве под Збаражем польского короля Яна Казимира, по не сделал этого намеренно.

После воссоединения Малороссии с Россией летописец перено­сит свое почитание на особу русского царя. Он постоянно называет его как: «царское величество» или «царское пресветлое величество всея России самодержец». Самовидец одобряет соединение двух братских народов: «... весь народ по усей Украине з охотою тое учинил, и не малая радость межи народом стала».

Автор порицает поведение «своевольных» запорожцев, неодно­кратно нарушавших царскую волю, и с укором замечает, что они «запомнели так великую ласку царскую ку себе, же оним слал собо­лями, сукнами, грошми, борошном».

Измену гетмана Брюховецкого и изгнание по его приказу цар­ских воевод из Малороссии летописец прямо называет «непотреб­ным делом».

О многих других политических событиях Самовидец нс высказы­вает своих суждений. Видно, он мало интересовался более сложны­ми политическими вопросами. Возможно, многие из них и не были доступны его пониманию. Иначе трудно объяснить тот безразлич­ный тон, с которым автор говорит об очень важных исторических событиях на Украине: Гадячский договор, измена Юрия Хмельниц­кого, разделение Малороссии по Андрусовскому трактату и др.

Рассматривая содержание летописи и тон ее изложения, мож­но, с одной стороны, отметить ее не церковный характер, ее бе­зыскусственный стиль, ее живой, близкий к народному, язык и из этого заключить, что автор летописи являлся светским челове­ком. Но, с другой стороны, в летописи очень много заметок о мона­стырях, церквях, священниках, митрополитах, епископах, т. е. видна очень высокая осведомленность о церковной жизни Малороссии. Чувствуется, что автор летописи был убежденным христианином, искренне преданным православию, которое он называет «верой рускою», «старорускою». По отношению к другим христианским верам его убеждения являются совершенно терпимыми. Это тем более удивительно, что летописец жил в такое время, когда отчаян­ная борьба украинского народа за православие против католичества не была еще окончена, а страсти, вызванные насильственным вве­дением унии Польшей, не могли еще улечься. Автор не игнорирует этой борьбы, он и сам свидетельствует, что одной из главных при­чин восстания Хмельницкого было «от ляхов на православие гоне­ние». Но в его рассуждениях не видно ни малейшей вражды к като­личеству, и он возмущается поведением казацких отрядов, которые устраивали расправы над католическими священниками и разруша­ли костелы. Зато в летописи отчетливо видна религиозная нетерпи­мость к магометанским народам: татарам и туркам — «неприятелям и ворогам веры христианской», которые «рады бы усех християн в невець обернута». Исходя из этого взгляда, летописец резко осужда­ет случаи союзничества казаков с татарами против поляков и рус­ских: «нестатечная приязнь вовку з бараном — так християнове з бесурманином».

Сделаем несколько замечаний об отношении Самовидца к исто­рическим личностям, о которых он писал в летописи. Автор необык­новенно скуп на похвалы. Даже самому Богдану Хмельницкому не посвящено ни одной хвалебной строки, хотя осуждения его встреча­ются. Во всей летописи буквально 2—3 человека, заслуживших по­хвал за свои деяния. Среди них оказался и стародубский полковник Симеон Самойлович, который «...помер... в летех молодых, але розуму старого...» Относительно других выдающихся лиц летописец или воздерживается от всякой оценки их деятельности, или выска­зывает неблагоприятные отзывы.

Начиная с 1676 г. и далее, в летописи все чаще встречаются заметки, а иногда и целые рассказы о частных происшествиях, представляющих интерес для жителей только отдельной местнос­ти. И этой местностью является Стародубщина. Все стародубские новости записаны с большим знанием деталей и подробностей, что выдает в авторе местного жителя. К ним относятся:

— под 1676 годом отмечен факт поселения великорусских рас­кольников в Стародубском полку;

— под 1676—1677 г. г. приведен рассказ о стародубском полков­нике Петре Рославце (в издании 1878 г.):

«...полковник стародубовский, Петро Рославець, которий, през килканадцять лет полковником будучи, аже не захотевши бити под послушенством гетмана своего, пойшол на Москву у килка-десять коней, хотячи поддати Стародуб, жебы зоставал як городи украинние московские: Суми и Рибное; але тая надея оного омину-ла, бо на тое не позволено; любо зраду оного принято, але напотом за посланиями гетманскими за сторожу оного взято и отослано з Москви на Украину до гетмана и отдано на суд войсковий...»;

— о зиме 1677 г., необыкновенно суровой и столь продолжи­тельной, «...же юже людем на Северу не тилко сена, але и солом на хатах не ставало» (в издании 1878 г.);

— о пожаре в Стародубе церкви Рождества Богородицы «мая 17 дня, в четверток, в обедной године, по службе божой в полго-дин, может...»;

—о стародубском священнике Якове, избитом во время богослу­жения прихожанами;

— об отсылке в Стародуб имущества печерского монастыря, «...при котором скарбу отец Ясинский з инними приехал»;

— в 1680 году «...суша и горачость слонца великая была, от которой повисихали води и трави посхли, с которой сухости ро-бацтво умножилось, и позедавши капусти та боб, горохи, коноп­ле повиедали и гречку, з ниви на ниву стадом ходили. Того ж року юля 7 Новгородок Северский увес вигорел».

— под 1690 г. пишет о саранче, бывшей в то лето «на Украине и коло Стародуба на Севери...», истребившей хлеба и другие посевы;

— 1690 г. — о пожаре 14 сентября в Стародубе двора «...некоторо­го Москвитина, з которого и церков, барзо коштовная, святого Николая згорела, и звоница з звонами коштовными и дворов не мало, а церков была уся малиованцая и железом белым покрыта».

На основании всех этих рассказов мы можем утверждать, что приблизительно с 1676 г. и, может быть, до конца своей жизни автор летописи проживал в Стародубе или в самом ближайшем к городу месте. Проживая в Стародубе, летописец, человек уже пре­клонного возраста, и в это время продолжает получать очень досто­верную и самую подробную информацию о главных событиях в жизни Малороссии. Так, второй Чигиринский поход 1678 г. и оса­да турками Чигирина описаны так, как мог писать непосредствен­ный участник событий. Автор дает как бы журнал, в котором изо дня в день отмечаются события осады и защиты Чигирина, описы­вает топографию местности и расположение войск, называет име­на лиц, руководивших военными действиями, указывает роль раз­личных частей войск, отмечает их потери и т. д.

С такими же подробностями описан в летописи и первый Крым­ский поход 1687 года под руководством князя Василия Голицына, что также выдает свидетеля похода в Крым. То же самое можно сказать и об описании второго Крымского похода в 1689 г. Пре­клонные годы летописца порождают сильные сомнения в личном его участии в последних событих. Возможен вариант и сбора ин­формации от других лиц, проживавших в Стародубе. Благо, во всех походах, о которых говорилось выше, участвовали казаки Старо-дубского полка, так что недостатка в свидетелях не было.

Мы попытались хоть как-то представить личность Самовидца. Но все же, кто написал летопись? Авторитетные авторы фунда­ментального труда «Очерки истории СССР XVII в. (М., 1955, с. 697) автором «Летописи Самовидца» считали Романа Онисковича Ракушку-Романовского. Этого же мнения придерживаются и некоторые дру­гие историки. Приводим его биографические данные из четвертого тома «Малороссийского родословника» В. Л. Модзалевского (Киев, 1914, с. 247, 248).

«Роман Онискович Ракушка-Романовский (Ракущенко), реест­ровый козак Нежинской полковой сотни (1649); ревизор скарбу вой­скового (1654); козак и обыватель Нежинский (1657); сотник Не­жинский (1658—1663); в 1658 г. ...послан от Выговского к Крымско­му хану Карамбею для принятия от него присяги в верности союза с гетманом; в сент.-окт. 1659 г. ездил посланцем от Нежинского пол­ковника Василия Золотаренка в Москву и дважды получил царское жалованье: «З пары соболей по 5 рублев, сукно одинец, денег 10 Рублев» и «сукно лундыш доброй, 40 соболей в 25 рублев, денег 25 Рублев»; в марте 1660 г. Василий Золотаренко бил челом о даче Ра­кушке «за верную службу и за радене, и за давную и за нинешную работу» с. Кистра (Новгород-Северский повет) «з млынками и ины­ми принадлежностями, а в нем крестиянских дворов, опрочь Коза­ков, со сто»; Нежинский наказный полковник (окт.-дек. 1660 г.); 2 ноября 1660 г. получил царскую жалованную грамоту с милостивым словом за обещание «за великого государя головы свои положить»;

принимал участие в мирных переговорах между Польшей, Москвой и Малороссией в Борисове (1660); в нояб.-дек. 1660 г. послан Васи­лием Золотаренком в Сумы к князю Г. Г. Ромодановскому с просьбой о приходе с ратными людьми в Нежин; первый генеральный войс­ковой подскарбий (1663—янв. 1669); разграничил Стародубовский полк на сотни (1663); при приводе 21 нояб. 1663 г. в Батуринской соборной церкви к присяге получил государева жалованья: «соболей пара в пятнадцать рублев, две пары по два рубли пара»; Нежинский наказный полковник (сент. 1665 г.); после столкновения с гетманом Демьяном Многогрешным бежал на правый берег Днепра (около 1669 г,); протопоп Брацланский (1670); в 1670 г. ездил в Константи­нополь к патриарху Мефодию послом от митрополита Иосифа Ту-кальскаго по духовным делам и, между прочим, добился патриар­шей неблагословенной грамоты на Многогрешнаго; после падения Многогрешнаго (1672) снова переселился на левый берег Днепра и поселился в Стародубе, где был до конца жизни священником Ни­колаевской церкви (1687—1703); по надаче гетмана Самойловича владел в полковой Стародубовской сотне с. Новоселками, на кото­рое получил 21 октября 1687 г. и подтвердительный универсал гет­мана Мазепы; владел также землями в Нежине по наследству от отца; имел в Стародубе двор (1701); 29 сент. 1701 г. продал Семену Матвеевичу, слуге майстратовому Стародубовскому, «местечко дво­ровое водное з будинками построеними» в Стародубе; в 1701 г. со­ставил духовное завещание; умер после февраля 1703 г.».

У Романа Ракушки был сын Петр, имевший в Стародубе двор на Заречье, и сын Иван — сотник мглинский (1682—1687, 1690— 1705 г. г.), стародубовский полковой хорунжий (1689) и судья (1705— апр. 1708). Иван был женат на дочери мглинского сотника Есимон-товского.

А вот, что писал о Ракушке известный историк Н. И. Костома­ров (Собрание сочинений Н. И. Костомарова. Книга шестая. Том XV. Спб, 1905, с.163):

«После избрания Многогрешного в гетманы Роман Ракушка, бывший нежинским сотником при Бруховецком, ушел на правый берег Днепра, подделался к митрополиту Иосифу и был поставлен от него в священнический сан — брацлавского протопопа. С реко­мендацией митрополита он едет в Царьград к патриарху Мефодию. Он жалуется на гетмана Многогрешного, что тот ограбил его — завладел его домом в местечке Погаре. Ракушка вошел в доверие патриарха и получил от его имени неблагословенную грамоту на Многогрешного. Гетман вынужден был обратиться за содействием к царю Алексею Михайловичу. Государь ходатайствовал перед патри­архом за гетмана и объяснял, что обвинение Многогрешного непра­вильно. Он просил патриарха снять с гетмана Многогрешного нео­смотрительно наложенную клятву и впредь по наветам подобного рода ни на кого из его подданных не налагать клятвы».

В очерке было учтено мнение исследователей «Летописи Само­видца» при втором ее издании в 1878 г.

Оставляем читателям возможность, имея биографию и текст летописи, сопоставить их и решить для себя вопрос о возможном авторстве Романа Онисковича Ракушки.

Стр.2

 

Страницы - 1,  2.