АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ РУБЕЦ...

 

СЛОВО О РУБЦЕ

ГЕОРГИЙ МЕТЕЛЬСКИЙ

 

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ РУБЕЦ...

В КОНЦЕ ПРОШЛОГО и в начале нынешнего века это имя было знакомо в России, наверно, всем, кто интересовался музыкой и песнями. Нет, он не был великим композитором. Написанные им два десятка романсов не стали народными и сошли с репертуара. Его так называемые увертюры — это по сути дела попурри из украинских песен. Он не стал известным певцом, хотя и обладал великолепным голосом. Не стал большим музыкантом, хотя прекрасно играл на фортепиано и на многих народных инструментах, особенно на украинской бандуре. Не осталось его имени и среди имен выдающихся дирижеров. И это несмотря на то. что он часто н с блеском дирижировал созданными и обученными им хорами. Наконец, его нельзя причислить и к писателям, хотя он и издал записанные со слов своей няни легенды и сказания стародубской седой старины. Они интересны с этнографической точки зрения, но их литературная ценность, увы, невелика.

Кем же в таком случае был Александр Иванович Рубец? Кем остался он в памяти потомков?

Ответ, по моему, один:

Учителем. Учителем с большой буквы. Просветителем. Трезвым романтиком, который искренне и до конца своих дней считал, что музыка — одно из активных, действенных средств для облагораживания нравов. Что полюбив музыку и слушая ее, люди. становятся чище, милосерднее, добрее. И он на протяжении всей своей жизни оставался верен этому своему убеждению.
Страстная любовь к музыке появилась у него с детства. Его мать Анна Петровна, урожденная Немирович-Данченко (из этого рода вышел впоследствии один из реформаторов русского театра Вл. И. Немирович-Данченко) была широко образованным человеком и так же, как и ее муж Иван Филиппович Рубец, любила классическую, и народную музыку. Частыми гостями в их доме были бандуристы и лирники, песни которых оставили неизгладимый след в душе их маленького сына.

В Чугуевском военном поселении, над которым начальствовал генерал-майор Иван Филиппович Рубец, часто выступали приезжавшие на гастроли артисты, и маленький Александр не пропускал ни одного представления. Ему еще не исполнилось пятнадцати лет, когда родители выписали из Вены чешского музыканта Франца Францевича Черни. Они рассчитывали, что Черни поможет их сыну развить музыкальные способности.

В Первой Киевской гимназии, куда определили юного Рубца, было два певчих хора. Рубец пел в хоре, «состоящем из ЛУЧШИХ голосов. выбранных из всех семи классов гимназии». Пение, особенно в церковном хоре, доставляло ему огромное удовольствие. Он не пропускал службы в костеле, чтобы послушать игравшего на органе гимназического учителя музыки Шмитберга. «Перед таинством причастия, — вспоминает А. И. Рубец, — он удивительно красиво импровизировал предыдущие мотивы, а при окончании мессы играл торжественное шествие и заканчивал фугетой или могучими, прекрасно гармонизированными аккордами, постепенно стихавшими и замиравшими под сводами храма. Это заключение мессы мне больше всего. нравилось, н на другой день, явившись к нему на урок музыки, я просил его сыграть это шествие, но он мне отвечал, что по окончании игры он сейчас же забывает свою импровизацию. Имея прекрасный слух, я сейчас же садился за фортепиано и играл то же самое, что он импровизировал, а он, обрадованный. говорил, что из меня выйдет что-нибудь путное, если я буду старательно заниматься — почаще импровизировать и почаще сочинять».

Любовь к музыке не ослабела и в Нежинском лицее, куда А. И. Рубец поступил по окончании гимназии. Она мешала ему заниматься юридическими науками, о чем А. И. Рубец не без юмора записал в альбом редактору «Русской старины» М, И. Семевскому: «Поленивался, больше занимался пением, записывал малороссийские песни, вследствие чего окончил лицей с чином XIV класса», удостоившись таким образом самого низшего из утвержденных в России служебных чинов. В этом альбоме оставили автографы Лев Николаевич Толстой, поэт К. Д. Бальмонт, историк Д. Иловайский, академик архитектуры А. П. Попов, писатель и актер И. Ф. Горбунов, граф И. П. Игнатьев. Таким было петербургское окружение Рубца, свидетельствующее о разносторонности его интересов.

Но, конечно, самыми близкими его друзьями были деятели музыкальной культуры — А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. А, Римский - Корсаков, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, солистка его императорского величества театра Мария Ивановна Долина, которая в знак уважения к своему ослепшему учителю, по его зову, приезжала в Стародуб, чтобы дать там сольный концерт. Это был ответ великой певицы на душевную щедрость Рубца,, которую он проявлял ко всем «страждущим и обремененным», и особенно к тем, кто хотел учиться музыке.

В газете «Новое время» сообщалось, что к 1898 году через его руки прошло около десяти тысяч учеников. Это не только студенты Петербургской консерватории, где он проработал двадцать девять лет, но и воспитанницы учреждений Ведомства императрицы Марии, т. е. институтов благородных девиц — Александровского в Смольном, Елизаветинского, Николаевского, Сиротского, Патриотического, Павловского, а также Пажеского корпуса, Убежища для детей слабых и выздоравливающих, Воспитательного общества благородных девиц.

Вопреки распространенному в советское время мнению об институтах благородных девиц, как об учреждениях, открытых лишь для буржуазных отпрысков, там получали прекрасное образование девочки только из обедневших дворянских семей.

Обедневших! И не это ли в первую очередь привлекало доброго и гуманного Рубца к тому, чтобы в дополнение к изрядной нагрузке в консерватории взвалить на себя преподавание в многочисленных институтах Ведомства императрицы Марии?

Шли годы, и его воспитанники и воспитанницы разъезжались по всей необъятной России, и следуя наказам Рубца, приобщали к музыкальной культуре «низшие слои общества».

Тем временем Рубец продолжал помогать всем, в ком замечал искру божию и кто хотел, но не мог по материальным обстоятельствам получить музыкальное образование. Это особенно проявилось после 1895 года, когда Александр Иванович ослеп, получил отставку и переселился в Стародуб.

Всю свою пенсию он тратил на содержание устроенных им в Стародубе музыкальной и рисовальной школ, курсов кройки и шитья, на строительство сельской школы в Буде Корецкой и кинотеатра в Стародубе, на помощь талантам, которые он находил то в церковных хорах, то на бульваре, где вечерами собирались и пели молодые парни. У Рубца была довольно большая пенсия — по официальным данным 600 рублей в год, по неофициальным — вдвое больше. Его современники поговаривали о том, что Рубцу помогала императрица за то, что он обучал музыке наследников. И все эти весьма значительные по тем временам деньги он тратил на благотворительные де.1а, а сам от получки до получки жил в долг.

Его воспитанники, и особенно земляки, как те, кто обрел всероссийскую известность — певцы Исаченко, Левандо, Мелехов, так и те, кто такой известности не получил, оставляли воспоминания о своем учителе. В итоге получился коллективный портрет человека большой доброты, чрезвычайно терпеливого в молодости и очень вспыльчивого, но сразу же отходчивого в старости, друга бедноты.

Широкую известность Рубцу в России принесли его учебники по теории музыки 11 сольфеджио. Любопытный факт, о чем мне «по секрету» сообщили в Ленинградской консерватории: несмотря на обилие новых «одобренных и рекомендованных» учебников по этим предметам, многие профессора консерватории до сих пор пользуются учебниками Рубца, изданными еще в прошлом веке.

А. И. Рубец оставил после себя не только пособия и учебники. Он собрал огромное количество народных песен — украинских, русских, белорусских. В одном из писем С. И. Танееву он назвал цифру: около шести тысяч. Но издано их лишь чуть больше трехсот. Где же остальные? В этом одна из загадок, которую следовало бы разгадать наших современникам.

Предстоит пролить свет на еще одну загадку — таинственное исчезновение из Публичной библиотеки воспоминаний А. И. Рубца о Петербургской консерватории, ее людях и событиях тех лет.

Как выяснилось позднее, Александр Иванович на протяжении всего времени, когда он учился и работал В консерватории, вел записи, дневник, и незадолго до слепоты привел в порядок эти воспоминания. Получилось сорок три общих тетради, которые он перед отъездом на жительство в Стародуб передал на хранение директору Публичной библиотеки Вл. Вас. Стасову. Когда же через некоторое время Рубец затребовал свои записки, ему ответили, что за библиотекой они не числятся. Для Рубца это явилось страшным ударом, и, возможно, приблизило его кончину.

Он писал заведующему музыкальным отделом «Нового времени» М. М. Иванову, что «теряется», не зная, что делать и от кого узнать о судьбе «Воспоминаний». По мнению Рубца, «Стасов запрятал их так, что служащие библиотеки не нашли их. Это мое предположение, но меня оно очень мучает, и я не знаю, как успокоиться».

Тревога и горе Рубца понятны. Понятна и наша забота, ибо с потерей тетрадей мы лишились ценностей очень дорогих — исторических сведений, написанных к тому же не с чужих слов, а очевидцем событий, относящихся к одному из замечательных периодов в музыкальной жизни России. Это можно утверждать с уверенностью, ибо, по счастью, одна из тетрадей Рубца сохранилась у него в рукописи. Он передал ее в «Новое время», и там она была напечатана. Получилось одиннадцать огромных подвалов, которые публиковались с 7 мая до 26 ноября 1912 года.

Это удивительные записи! Из них мы узнаем множество интереснейших сведений о первых годах Петербургской консерватории, о тех, кто там учился и преподавал — от всем известных Рубинштейна, Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова, Серова до почти забытых ныне, но оказавших влияние на музыкальную жизнь Петербурга — теоретике Зарембе, флейтисте Чиарди, профессоре пения Пиччиоли, арфисте Цабеле и многих, многих других. Кстати, об этих и десятках иных тогдашних знаменитостях мы можем теперь узнать только из выпущенного в 1879 году А. И. Рубцом «Биографического лексикона русских композиторов и музыкальных деятелей». В других словарях вы не найдете их имен.

По единственной опубликованной в газете тетради с воспоминаниями Рубца можно судить об остальных. Если объем каждой исчезнувшей тетради был таким же, как той, что опубликована, то напечатав все их, мы получили бы солидный том.

В своей повести о Рубце «Чувства добрые я лирой пробуждал» я выразил надежду. что музыковеды, работники архивов и библиотек, все, кому дорога история отечественной музыки, предпримут все возможное, чтобы найти и вернуть в обиход утерянные тетради. Откликов на этот призыв пока нет. Что ж, не будем терять надежды...

Говоря о заслугах А. И. Рубца перед Родиной, нельзя не вспомнить, что ни кто иной, как Рубец, предпринял реальную попытку вернуть России огромные ценности, вывезенные за границу наказным гетманом Украины П. Л. Полуботком. Съезд наследников гетмана, созванный Рубцом в Стародубе в 1908 году, окончился неудачей. Рубца обвинили в обмане, утверждали, что уплывшие миллионы — миф. И вдруг сейчас мы узнаем из газет, что на Украине создана правительственная комиссия, и ей поручено начать хлопоты о возвращении на родину гетманского вклада в английский банк. Значит, уплывшее за границу золото — не миф, а реальность! И заговорили об этом через восемьдесят два года после Рубца.

Славное имя Александра Ивановича Рубца постепенно возвращается к жизни. Переизданы некоторые его учебники. О нем в своих работах вспоминают добрым словом музыковеды, его благодарят собиратели народных песен.

А Стародуб, город, который Рубец называл своей родиной и где он похоронен? Помнят ли там о своем земляке? К сожалению, не очень. Есть в Стародубе музыкальная школа, которой присвоено (вернее, восстановлено) имя А. И. Рубца. Вот, пожалуй, и все.
Заложенный по инициативе Рубца и при его участия (еще сохранились липы, посаженные Рубцом) бульвар теперь называется «Парк имени Щорса». Я с уважением отношусь к начдиву Щорсу, но парк все-таки заложил не он, а Рубец. Улица, где жил Рубец, теперь носит имя Урицкого. Почему? Ну какое, хоть самое малое отношение к Стародубу имеет родившийся в Черкассах председатель Петроградского ЧК М. С. Урицкий?

А что произошло с могилой Александра Ивановича Рубца? Говорить об этом тяжело и стыдно. Построенная почти два века тому назад Вознесенская церковь, в ограде которой («на цвинтаре») похоронили Рубца, была варварски уничтожена уже после окончания Великой Отечественной войны. Вместе с церковью была разрушена и сметена с лица земли и могила Александра Ивановича, и кем-то увезено, украдено ценное надгробие. Попытки стародубских патриотов, сотрудников Ленинградской консерватории, брянских краеведов найти могилу А. И. Рубца и перенести его прах в другое место не получили поддержки от местных органов. Правда, несколько лет назад состоялось символическое перезахоронение Рубца. Его новая «могила» находится в парке имени Щорса, напротив дома, где Александр Иванович жил у своего брата. Над ней носится поднимаемая ветром пыль и колышатся несколько жалких цветочков. Никто не ухаживает за ними, никто не вытирает пыль с памятника этому великому труженику.
Как же это печально, мои дорогие земляки…



О предках А. И. Рубца.

ОТКРЫТКА ИЗ СТАРОДУБА


"Чернигов, Дом Дворянства,

г-ну секретарю дворянства

Черниговской губернии
Вадиму Львовичу Модзалевскому"

 

Многоуважаемый Вадим Львович!

Я в настоящее время очень занят и чувствую себя очень слабо, болен ногами и страдаю бессонницей, и притом я совершенно слеп и не вижу уже больше 20 лет. Я имею ужаснейшее желание помочь Вам и употреблю все свои старания и силы, чтобы сообщить все то, что мне известно о роде Рубец, но к сожалению, точных хронологических данных о дне рождения, смерти из членов рода Рубец, я не могу сообщить точно, потому что сам не знаю. Поспешу сообщить интересующие Вас данные, как только мне будет известно.

Уважающий Вас А. РУБЕЦ. 30-го января 1913 года».


(ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ).
 

ИЗ РОДОСЛОВНЫХ КНИГ

 

«Фамилия Рубцов происходит из польского шляхетства и за пределом их, войсковым товарищем Ильею Ивановичем и сыном его Игнатием Рубцами в 1620 году были писаны имения Стародубскому полку, сотни Топальской, с. Истобки, дёр. Бобки, Черноокой и Шамивка. Все эти имения по высочайшей грамоте императора Петра 1 в 1715 году подтверждены за сыном Ильи Ивановича Рубца, знатным войсковым товарищем Юрием Рубцом, а по смерти его перешли по наследству к его потомкам и писались за ними по ревизиям 1764— 1834 гг. Многие из потомков Рубцов служили Российскому престолу в разных должностях и были награждены чинами и прочими отличиями, почему род их Правительственным Сенатом и признан в древнем дворянстве, со внесением в VI часть родословной книги».

(Граф Г. А. Милорадович. Родословная книга Черниговского дворянства. — СПб., 1901).
 

ПРИМЕЧАНИЕ:

В «Родословной книге Черниговского дворянства» названы имена 65 Рубцов, последний — Николай. 1866 года рождения.

Под № 40 значится «Иван. 1796. Генерал-майор» (отец А. И. Рубца).

Под №№ 57—62 записаны дети Ивана Филипповича Рубца и Анны Петровны Рубец (в девичестве Немирович-Данченко):

Николай, 1831 года рождения;

Ипполит, 1835. коллежский советник;

Павел, 1836;

Александр, 1842, известный музыкант (здесь опечатка, А. И. Рубец родился 1 окт. 1837 г.);

София, 1833;

Надежда, 1839.

 

Герб рода Рубцов

 

Герб рода Рубцов внесен в Гербовник дворянских родов IX части и имеет следующее описание: «В щите, имеющем серебряное поле, горизонтально, одна над другой, изображены 3 реки — нижняя в меньшем виде, а другие более и более, и стрела без перьев с двумя железками, обращенная вверх. Изит увенчан дворянским шлемом и короною, на поверхности которых находится согбенная в латах рука, держащая такую же стрелу, какая означена на щите. Намет на щите серебряный, подложенный голубым».

НЕКРОЛОГ НА СМЕРТЬ

ИВАНА ФИЛИППОВИЧА РУБЦА

 

«Два года и два месяца город Умань имел счастье находиться под отеческим управлением генерал-майора Рубца. Ранняя н неожиданная смерть, предшествуемая кратковременной, но тяжелой болезнею (нарывом на печени) 17-го текущего июня похитила его у нас, в конце 57-го года многотрудной и примерной деятельной его жизни. Какая чувствительная потеря для всего города нашего и пяти округов Киевского и Подольского Военного поселении, вверенных его управлению. За доброту, правосудие н деятельность любили его все жители города, как христиане, так н евреи, и вся окрестная страна, бывшая в его заведении.

И как же его не любить, когда к нему имел доступ и первый и последний из его подчиненных, когда он сам непосредственно вникал во вес дела н работы по Военным Поселениям, когда святые храмы, богоугодные и общеполезные заведения, частные домы и жилища в городе и по деревням возделались, обновлялись н украшались за два года его управления в таком количестве, в каком они прежде едва ли являлись в течение 10 лет?

При всей старости своей он трудился постоянно на своем обширном поприще, как бодрый и свежий силами юноша, и невидимому не знал, что такое отдых. Все спешили воздать ему последний долг, долг напутственной молитвы и сердечного участия в горестях неожиданно осиротевшего его семейства.

Накануне, погребения (18 июня) вступила в город часть резервной легкой кавалерийской дивизии, начальник которой князь Багратион своим участием украсил печальную церемонию.

Бренные останки проносимы были по главным улицам, обустроенным его стиранием, но шоссейной полуверстовой дороге, начатой н в один год почти оконченной им же.

Когда имела тронуться от храма печальная церемония, погода нечаянно сделалась мрачной и как будто осенней, с мелким дождем и холодным ветром. Небо видимо принимает участие в судьбе любимцев своих.

Умань. Свящ. В. ЯЩУРЖИНСКИЙ».
(«Киевские губернские ведомости», 1854, 10 июля № 28).


Основные даты жизни и творчества

А. И. Рубца

1837, 29 апреля (старого стиля) — родился в заштатном Юроде Чугуеве Харьковском губернии.

1850 — поступил в Харьковскую гимназию.

1853 — перевелся в третий класс Киевской гимназии.

1854 — после смерти отца (17 июня) семья переезжаете хутор Искровку Стародубского уезда.

1858 — заканчивает Киевскую гимназию и поступает в Нежинский лицей.

1861 — заканчивает лицей с правом на чин XIV класса и поступает на службу в Черниговскую уголовную палату помощником судебного следователя.

1862 — приезжает в Петербург и подает прошение о поступлении в Петербургскую консерваторию. После успешной сдачи экзаменов принят в консерваторию за государственный счет.

1863 — поступает на службу хористом (второй тенор) в Итальянскую оперу.

1863, 1 августа — переходит из исполнительского класса в класс теории композиции профессора Зарембы.

1866 — заканчивает консерваторию. Оставлен преподавателем элементарной теории и сольфеджио.

1867 — выходит в свет первый учебник «Методы преподавания элементарной теории и сольфеджио».

1868, 24 февраля — на просмотре новых симфонических сочинении в Михайловском дворце исполнялись увертюры А. И. Рубца.

1868. июль и август — собирает на Кубани народные песни. 1869 — в «Музыкальном сезоне» (№ 2) публикуется статья «Несколько слов о малороссийских народных песнях».

1869, лето — собирает народные песни в центре Малороссии. 1869, осень — по инициативе Рубца в Петербурге организуются бесплатные хоровые классы.

1870 — вышли в свет «Сборник упражнений для одного и многих голосов» (т. 1) и «Сборник украинских народных песен (вып. 1). Пишет музыку на стихи Т. Шевченко «Думы мои, думы»..

1871 — по инициативе и под руководством А. И. Рубца в Петербурге учреждены женские хоровые классы.
1871 — издана книга Е. Н. Водовозовой с приложением: «Одноголосые детские песни и подвижные игры с народными мелодиями Рубца».

1871 — вышли в свет «Двести малороссийских песен».

1872 — пожертвовал консерватории приобретенную им библиотеку графа Демидова, содержащую рукописи русских композиторов (Преимущественно Даргомыжского).

1872, сентябрь — пишет письмо в дирекцию Русского Музыкального Общества с просьбой открыть бесплатные классы хорового пения и элементарной теории.

1872.— публикует «216 народных украинских напевов».
1873. 25 февраля — дирижирует хором и исполняет собственные произведения на публичном концерте в Петербурге.

1873 — с разрешения дирекций Русского Музыкального Общества открыл бесплатные мужские и мсенскпе классы хорового пения.
1873 — пожертвовал консерватории коллекцию музыкальных инструментов среднеазиатских народов.

1873 — по инициативе А. И. Рубца накануне смерти Глинки, 2 февраля, в Петербурге стали ежегодно проходить вечера в память усопших композиторов.

1873. 28 марта — состоялся первый концерт С.-Петербургского Общества хорового пения, в котором приняли участие 300 подготовленных Рубцом хористов.

1874. 18 февраля — вместе с Римским-Корсаковым устроил музыкальный вечер в пользу голодающих Самарской губернии.

1874, 10 мая — командирован в Черноморский край и южные губернии России для сбора украинских народных песен.

1875 — выходит «Сборник русских народных песен».

1877 — выходят «50 русских народных песен» и «Сборник народных танцев» («Казачки»).

1878 — позировал И. Е. Репину для картины «Запорожцы», 1879, 25 января — избран ординарным профессором консерватории.

1879 — публикует «Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей» и «Краткую музыкальную грамматику».

1880, 12 и 24 августа — в Стародубе, впервые на провинциальной сцене ставит оперу Глинки «Жизнь за царя».

1880 — по предложению и при участии А. И. Рубца заложен бульвар в Стародубе (ныне парк им. Щорса).

1880 — публикует «60 русских народных пьес».

1881 — награжден орденом Св. Анны III степени.

1882 — пожалован черногорским орденом Даниила 4-й степени.

1882, сентябрь — получает от Н. Н. Миклухи-Маклая коллекцию папуасских музыкальных инструментов и дарит ее музею консерватории.

1887 — избран действительным членом Петербургского отделения Русского Музыкального Общества.

1889 — преподает теорию музыки и пения в институтах: Павловском, Елизаветинском, Патриотическом, Сиротском, Александрийском сиротском доме и Николаевском женском училище.

1891, 2 января — празднование 25-летия музыкальной деятельности А. И. Рубца в Петербургской консерватории.

1891, 1 октября — по инициативе Рубца в Петербурге открыты воскресные общедоступные классы хорового пения.

1893, 18 октября — просит П. И. Чайковского написать фантазию на малороссийские темы для оркестра.

1894 — подает дирекции консерватории проект устройства музыкальных общедоступных утр.

1895, весна — заболевает катарактой глаз. Операция сделана 21 марта.

1895, начало июня — вследствие обострения болезни глаз помещен в глазную лечебницу. Наступает слепота. 30 июня выписывается из лечебницы.

1895, июль — уезжает в Стародуб.

1895, 1 сентября — вышел в отставку.

1895. ноябрь — выступление в Стародубской думе. Ходатайство о ремонте бесплатной женской школы.

1896. 12 ноября — во время торжественного открытия нового здания консерватории царя приветствуют напевом, сочиненным А. И. Рубцом.

1898, 29 ноября — прощальное музыкальное утро Рубца па случаю его отставки.

1899 — передает на хранение в Публичную библиотеку В. В. Стасову 42 тетради своих воспоминаний о консерватории, Уезжает в Стародуб на постоянное жительство. Устраивает в Стародубе праздник древонасаждения.

1901 — с этого года почти все летние месяцы проводит в с. Буде Корецкой в семье Быковых.

1902 — выходят «49 хоровых пьес».

1904 — выходят «Романсы и песни».

1906 — письмо директору консерватории А. К. Глазунову о необходимости широко отметить 50-летие со дня смерти М. И. Глинки.

1906 — диктует стародубской учительнице М. Ф. Середе записанные им легенды и предания стародубской старины.

1907. 13 февраля — послал в художественный совет консерватории доклад, в котором утверждал, что в основу теории музыки должны быть положены русские напевы.

1908. 4 января — в газете «Новое время» напечатано заявление Л. И. Рубца о съезде в Стародубе наследников гетмана Полуботка.

1908, 15 января — на открывшемся в этот день съезде наследников гетмана Полуботка выступил А. И. Рубец.

1910 — письмо министру Двора Воронцову-Дашкову о необходимости установления праздника «Дня освобождения крестьян».

1910 — построил на свои средства школу в селе Буде Корецкой.

1911 — по примеру прошлых лет последний раз отвез в консерваторию группу способных к музыке стародубских юношей и девушек.

1911 — на своп средства открыл и содержал в Стародубе музыкальную школу, школу рисования, курсы кройки и шитья.

1911 в Киеве вышла книга «Столетие Киевской 1 гимназии» со статьей «Воспоминания А. И. Рубца», в Стародубе — «Предания, легенды и сказания Стародубской седой старины»,

1912, 7 мая — первая из 11 подвальных статей «Воспоминания проф. А. И. Рубца о первых годах Петербургской консерватории», напечатанных в газете «Новое время».

1912 — избран членом Московской музыкально-этнографической комиссии.

1913, февраль-март — письма к деятелям музыкальной культуры с просьбой прислать фотогра4и1п и автобиографии а целью организации при консерватории «Кабинета распространителей музыкальных знаний и искусств в России».

1913, 28 апреля — умер в Стародубе.

1913, 1 мая — похороны в ограде Вознесенской церкви.

 


Источник:
брошюра выпущенная Брянским областным научно-методическим объединением народного творчества и культ-просветработы при   участии творческо-производствеиного объединения «Автограф».
Брянская городская типография. Тираж 3000 экз. Заказ 5885
Составители Г. МЕТЕЛЬСКИЙ, В. СКИДАН.
Редактор В. ПОЛОЗОВ.