Николай Ильич Миклуха

(1818 - 1858)

газета

"Ленинский путь"

от 17 июля 1986 г.

В. Столицин

         
Кто хоть раз был в Ленинграде, не забудет величественного здания Московского вокзала с четырехугольной выразительной башней, с часами по фронтону. Вокзал, первоначально называвшийся Николаевским, сооружен в 1851 году при завершении строительства Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, первой русской магистральной дороги, соединившей тогдашнюю столицу Петербург с Москвой. Давайте же мысленно перенесемся на 130 лет назад и посмотрим, как отправляется отсюда первый поезд.
...Извергая клубы дыма из высокой трубы поезд плавно отошел от перрона, увозя с  собою самодержавна всероссийского Николая I и его усерднейшего слугу, главноуправляющего путей сообщения графа Клейнмихеля. Стоя поодаль от толпы сановных провожающих, начальник вокзала, невысокий человек в маленьких очках, с вислыми запорожскими усами пшеничного цвета, с наслаждением провожал глазами удаляющуюся физиономию самодура Клейнмихеля. Когда скрылся последний вагон и растаяла толпа провожающих, начальник прошел в служебный кабинет и опустился на диван, надеясь немного отдохнуть. Но газетные и журнальные репортеры были тут как тут. Кое-кто из них не сразу расслышал несколько необычную фамилию начальника вокзала - господин Миклуха. Это был отец будущего знаменитого путешественника. А самому путешественнику в то время было всего пять лет...
У Миклухи, начальника станции и вокзала, недаром такие вислые, казацкие усы. Ведь его далекие предки были действительно из запо­рожских казаков. Когда Богдан Хмельницкий под­нял Украину против не­навистного ига, Миклухи одними из первых встали под знамена гетмана. И храбро бились рядом с Богданом. В известной битве под Желтыми Водами, где казаки Хмельницкого наголову разбили польский авангард гетмана Потоцкого, отличился один казак из Стародубского полка по фамилии Миклуха. Звали его Грицко. И вот, как гласит старинное фамильное предание, из поколения в поколение передаваемое в семье Миклухо-Маклаев и дошедшее до наших дней, этот Грицко взял, в плен шотландского рыцаря Микаэля Мак-Лая, по бедности нанявшегося в польское войско.
Мак-Лай прижился в семье Миклух и навсегда остался на Украине ставшей ему второй родиной. Микаэлю сильно приглянулась сестра Грицко черноокая Ганна. Хохлушка ответила взаимностью шотландцу. Сыграли свадьбу. Правда, для этого Микаэлю пришлось принять православие. Так, из соединения двух фамилий, возникла вскоре новая — Миклухо-Маклаи. Но, надо сказать, в большинстве казаки по-прежнему именовались просто Миклухами. Только во второй по­ловине XIX века Николай Николаевич Миклуха (сын начальника вокза­ла), будучи студентом за границей, вернул фамилии полное написание - Миклухо-Маклай.
Но и породнившись с шотландским рыцарем, Миклухи и в следующем, XVIII столетии оставались рядовыми казаками. Только в конце века их материально-правовое положение несколько изменилось. Один из Миклух, Степан, участвовал в русско-турецкой войне 1787 - 1791 годов. Отличился он при взятии сильнейшей турецкой крепости Очаков. За свой подвиг (Степан первый взобрался на стену и водрузил там знамя) Миклуха получил чин хорунжего (первый офицерский чин в казачьих войсках) и вскоре был пожалован от Потемкина дворянством.
Правда, дворянство не прибавило особого богатства в семье Миклух, они по-прежнему оставалась небогатыми. Только обзавелись новым хутором под Стародубом. В Стародубе жил дед путешественника, Илья Степанович Миклуха - отец трех сыновей, младший из которых, Николай, был самым одаренным.
Николай Ильич Миклуха внук героя Очакова, родился в 1818 году в том же Стародубе. Он с отличием окончил Нежинский лицей, помнивший еще недавнее пребывание там Н. В. Гоголя. Николай Миклуха, хотя и дворянин, был так беден, что не имел достаточных денег на дилижанс до Петербурга, где мечтал получить высшее образование. Но бедность не смутила пытливого и упорного лицеиста. Он пешком отправился в далекую столицу империи где отлично выдержал экзамены в корпус (институт) путей сообщения. В корпусе Николай учил­ся также отлично и окончил его блестяще, вторым по списку, в 1840 году. Молодой инженер вскоре был замечен и участвовал в работах по соединению Волги и Москвы-реки.
Но главным делом жизни Николая Ильича Миклухи стало строительство первой в России магистральной железной дороги. Здесь инженер возглавлял самые трудные новгородские участки трассы. С работой справлялся блестяще, опережая в темпах своих коллег. Этому способствовали гуманизм и демократизм Миклухи в отношениях с угнетенными «работными людьми». Не в пример другим коллегам инженерам, Николай Ильич жил с семьей тут же, на строительстве, иногда даже в палатках (Николай Ильич, вступил в брак в 1844 году с Е. С. Беккер, дочерью героя Отечественной воины 1812 г. полковника Семе­на Беккера).
Вот в таких походных условиях у супругов родился в 1846 году второй сын, названный Николаем (потом в семье шутили, что не случайно Николай Николаевич стал путешественником!). Будущий ученый появился на свет в селе Рождественском (туда перед родами привезли мать), недалеко от находящейся на пути из Петербурга в Москву станции Угловка.
С 1851 года инженер-капитан Николай Ильич Миклуха, как выдающийся инженер-организатор назначается на ответственный пост начальника главного в империи Николаевского (ныне Московского) вокзала в Петербурге. Однако, подорвав здоровье в сырых топях Новгородчины, Николай Ильич заболел чахоткой и скончался в январе 1858 года, в возрасте сорока лет. Все заботы о семье легли на плечи мужественной и умной жены покойного Екатерины Семеновны. Мать сумела дать всем детям, а их пятеро - высшее образование. Все они отличались немалыми способностями, а двое прославились на весь мир Николай Николаевич стал знаменитым путешественником, а Владимир Николаевич - выдающийся герой Цусимского морского сражения в 1905 году. Корабль капитана 1 ранга В. Н. Миклухи - броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» — смело вступил в бой с противником. Нанеся немалые повреждения японцам, героический «Ушаков» и его капитан погибли непобежденными. Об их подвиге писала мировая печать.
Самым младшим из братьев был Михаил Николаевич. Он стал незаурядным геологом. В молодости, студентом Горного института, он помогал народовольцам (его знала Перовская С., и особенно хорошо Рысаков, бросивший бомбу в Александра II). Геолог Миклуха, единственный из братьев, дожил до Советской власти, с которой сотрудничал. Он умер в Ленинграде в 1927 году.
Геолог Михаил Николаевич имел несколько детей. Дочь его, Серафима Михайловна, много лет жила в Ленинграде на Васильевском острове и была замечательной хранительницей семейных преданий, реликвий и ценного фамильного архива. Автор этого очерка почти 40 лет хорошо знал Серафиму Михайловну, которая скончалась в преклонном возрасте, несколько лет назад.
Дети Серафимы Михайловны (или внуки Михаила Николаевича) достойно продолжили славные традиции семьи: старший сын – ныне здравствующий 78-летний Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай - даровитый геолог, доцент, мужественный участник Великой Отечественной войны. После окончания войны он много сделал для научной и практической разработки Воркутинского угольного бассейна.
Младшие братья Артемия Дмитриевича завоевали прочное имя в науке: Андрей Дмитриевич был видным палеонтологом, автором нескольких книг, профессором Ленинградского университета (умер в 1965 г.), а Николай Дмитриевич — талантливый ученый, автор трехтомного труда по ирано-таджикскому источниковедению. Труд этот известен и далеко за пределами нашей Родины. Последний том его, в который ученый вложил больше всего сил, вышел посмертно в 1975 г.
А род Миклухо-Маклаев продолжается в Австралии, где живут правнуки и проправнуки великого путешественника Н. Миклухо-Маклая.
 

Источник:

из материалов собранных работниками

Стародубской районной библиотеки имени Г.В. Метельского

http://www.debryansk.ru/~starlib/