Исследовательская работа:

Стародубский Тарас Бульба.

 

Авторы: учитель русского языка  и литературы Пусь Н.В.,   учитель общественных дисциплин МОУ Шкрябинской СОШ Стародубского района Пусь В.М..

 

Введение.
   В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения российского писателя Н.В.Гоголя .   В нашей стране и ближнем зарубежье будут торжественно проводиться мероприятия, посвященные этому великому писателю.
   Н.В.Гоголь родился в Малороссии, и его творчество питалось культурой малороссийского народа. Содержание некоторых его произведений созвучно с историческими событиями, происходившими в прошлые столетия и в наших краях (в частности освободительная борьба против польских захватчиков 17 века), а также включает большое количество элементов устного народного творчества.
   К сожалению, факты из биографии Н.В.Гоголя не свидетельствуют о связи жизни писателя со Стародубским краем. Его творчество на первый взгляд тоже не имеет никакого отношения к нашей земле, однако в ходе занятия своей краеведческой деятельностью удалось установить косвенную связь творчества Н.В.Гоголя с историей Стародубской земли.
   В этой маленькой исследовательской работе будет приведена Стародубская легенда, ставшая, предположительно основной для знаменитого произведения «Тарас Бульба». Помимо этого, будет сделана попытка поиска дополнительных доказательств о связи этой знаменитой гоголевской повести с героическим прошлым Стародубщины.
   К сожалению, какой-либо литературы проливающей свет на эту проблему не существует. Вследствие этого вся работа будет построена на предположениях и применении анализа различных фактов.
   Хочется (несмотря на неполность авторских предположений) верить, что знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба» базируется на одной из стародубских легенд.
 
Глава 1.
Легенда о Стародубском «Тарасе Бульба».
   Среди жителей города Стародуба давно была известна легенда о том, что в нашем городе в 17 веке жил прототип гоголевского героя Тараса Бульбы (3). Помимо этой, между прочим, малоизвестной легенды об этом факте свидетельствует материал писателя Александра Воропаева (нашего земляка) и материалы из воспоминаний родственников известного путешественника Н.Н.Миклухо-Маклая. Вот вкратце содержание этой легенды.
    В начале 17 века в городе Стародубе родился Охрим Макуха. Это был очень энергичный и отважный человек. В середине 17 века, он стал куренным атаманом Запорожского войска  .  В годы освободительной войны малороссийского народа против поляков с середины 17 века он сражался под командованием Богдана Хмельницкого. Вместе с Охримом против поляков сражались его сыновья: Назар , Омелько и Хома(2,с.90). Несмотря на это беспощадную кровопролитную войну, ничто человеческое не было чуждым для людей этой эпохи. Старший сын Охрима – Назар влюбился в прекрасную полячку и перебежал в польскую крепость. Такое предательство Макуха не мог вытерпеть. По приказу отца Омелько и Хома выкрали Назара из крепости. Во время этого боя Хома погиб(2,с.91). Омелько притащил Назара на отцовский суд. Охрим самолично застрелил его за предательство(3).Таким образом Охрим стал прообразом Тараса Бульбы ,Омелько –Степана, а Назар-Андрия.
 
Глава II.
Род Макухи и Стародубщины.
   Как уже было выше описано, в городе Стародубе в начале 17 века родился Охрим Макуха, который дослужился до заместителя гетмана Богдана Хмельницкого. Собственно он и известен своим неординарным поступком , описанным выше. Род Макухи прославился и в последующие столетия.
   Правнук Охрима, казачий сотник Степан Макуха проявил отвагу в штурме турецкой крепости Очаков в 1788 году. Его сотня первой ворвалась в крепость и способствовала успеху русской армии. За свой неординарный внешний вид Степан получил прозвище Махлай – вислоухий. Впоследствии весь род Макух стал носить двойную фамилию Миклухо-Маклай (1,с.235).
   По протекции фельдмаршала русских войск Румянцева-Задунайского Степан Макухо был произведен в чин хорунжего и возведен в дворянское сословие. Указом императрицы Екатерины 2 отважный казак получил во владения имения в Почепской сотни Стародубского полка. Помимо этого Екатерина Великая лично вручила ему орден св. Владимира первой степени (2,с.91).  
    Внук Степана Николай Ильич Миклухо – Маклай  родился и вырос в Стародубе  в последствии он закончил Петербургский инженерный институт. С этого момента часть рода Миклухо  осела в северной столицы России. Николай Ильич руководил строительством железной дороги Петербург – Москва. Во время этой перестройки в с. Рождественском Новгородской губернии и родился его сын Николай, который станет в будущем известным на весь мир человеком. Николай Ильич Миклухо  после завершения строительства николаевской железной дороги получил должность начальника Петербургского железнодорожного вокзала. Однако в дальнейшем он был уволен за то, что послал находившемуся тогда в ссылке  поэту Тарасу Шевченко 150 руб. (4,с.56).
   Женой Николая Ильича Миклухо – Маклая была урожденная Шатковская происходящая из древнего польского рода, связанного с семейством Мицкевичей, известных деятелей культуры. Её отец был выходцем из Германии по фамилии Беккер, происходил из рода Гёте и впоследствии стал одним из известных фармацевтов России. Во время Отечественной войны 1812г. Беккер вступил в русскую армию и принял участие в боях против Наполеона (4, с.77). Сам Николай Николаевич Миклухо – Маклай   стал известным путешественником и учёных – натуралистом. К сожалению, не удалось установить, был ли он в г . Стародубе, откуда вышли его предки. Николай Николаевич, считал себя потомком И.В. Гёте и Адама Мицкевича. По свидетельствам современников  Николай Николаевич Миклухо – Маклай  постоянно носил с собой томик стихов А. Мицкевича, трагедию Гёте «Фауст» и повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» (2,с.91).
  
Глава III
Связь творчества Н.В. Гоголя со Стародубщиной.
      К сожалению, документальной доказанности о связи творчества Н.В. Гоголя со Стародубщиной нет. Однако, исходя из описанной выше легенды, можно предположить, что Н.В. Гоголь мог положить её в основу своей известной повести «Тарас Бульба» хотя в XVII в. Подобных случаев отцовского суда могло быть множество. В пользу того что Стародубский казак Охрим Макуха и его поступок могли стать основой известного Гогольского произведения, может служить следующее. 
   Во – первых, Н.В. Гоголь в большинстве случаев сценариями своих произведений делал сюжеты из малороссийской жизни, а г. Стародуб являлся очень важным городом  Малороссии в XVIII в.
   Во – вторых, Н.В. Гоголь учился в Неженской гимназии высших наук вместе с Григорием Ильичом Миклухо – Маклаем. Григорий Ильич был правнуком Охрима Макухи и родным дядей путешественника Николая Миклухо – Маклая (4,с.123). Н.В. Гоголь и Г.И. Миклухо – Маклай были друзьями во время учёбе в Нежине. Возможно, тогда Григорий Ильич и рассказал своё семейное придание Николаю Васильевичу, который (вполне вероятно) сделал его основой для будущего произведения.
   В – третьих, известный герой Гоголя Тарас имел фамилию Бульба. К сожалению, не удалось установить, что по-украински обозначает эта фамилия, а по – беларусски – это картошка. Картошка же по-украински звучит преимущественно как : бильба. Речь населения северной Малороссии, когда Стародубщина входила до  н. XX в. Имеет наибольшую близость к белорусскому и русскому, чем украинскому языку.
   В силу этих причин можно сделать предположение, что прототипом некоторых героев гоголевской повести «Тарас Бульба» являются жители Стародубщина середины XVIIIв.
  
Заключение.
    В России и некоторых других странах в этом году будут проходить торжественные мероприятия, посвящённые 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Некоторые из них уже сейчас проводятся и в нашем Стародубском районе. Хочется надеяться, что данная краеведческая исследовательская работа «пролила свет» на одну из авторских тайн создания повести «Тарас Бульба».
   Выделим лишь некоторые выводы этой работы :
1.    Сюжет повести «Тарас Бульба» схож с легендой о судьбе одного из Стародубских жителей XVII века – Охрима  Миклухи.
2.    Н.В. Гоголь действительно мог слышать описанную выше легенду во время учёбы в Нежинской гимназии и сделать её основой своего произведения.
3.    Некоторые детали знаменитой гоголевской повести говорят о связи её героев исторических событий северной Украины.
   К сожалению, не удалось обнаружить прямых доказательств  связи Стародубской легенды с повестью Н.В. Гоголя, но это – дело будущего. Очень хочется надеяться, что история нашей Стародубской земли, хоть даже косвенно, но была отражена в произведениях великого писателя.
   В дальнейшем авторы всё же надеются найти неоспоримые доказательства своих предположений, описанных в этой небольшой исследовательской работе.
 
Список литературы:
1.    Большой энциклопедический словарь. – М.,1990г.
2.    Воропаев А.Стародуб. Казаки. Вечная граница, - М.,2004г.
3.    Запись  легенды от Пусь М.С.  – Стародуб, 11.08.2000г.
4.    Потапов А.Н.Н.Миклухо – Маклай. – М.,1983г.
 
---------------------------------------------------