История города Стародуба

Данный текст взят из брошюры Стародубского краеведческого музея.

Произошло название города от дубовых лесов, окружавших его в давние времена. Старый дуб украшал герб Стародуба 1620 года.

Первое упоминание о Стародубе в завещании Мономаха относится к 1080 году. Уже в то время город имел сильные укрепления. С 1503 года Стародуб входит в состав Московского государства и становится оплотом его юго-западных границ. После объединения Украины с Россией в 1654 году Стародубская земля административной единицей -- «Стародубский полк» -- вошла в состав Украины. Стародуб XVII века - крупный город. Царь Алексей Михайлович предоставил ему право на городское самоуправление. Город являлся ключевым пунктом в торговле между Москвой и Украиной, богатым торговым центром. В нем ежегодно "Проходили две крупные, ярмарки, собиравшие много русских, украинских и иноземных купцов. Документы 1664 - 1670 годов упоминают о существовании «Немецкой» улицы в городе, она нанесена на планах Стародуба XVIII века. На этой улице постоянно проживали иностранные купцы, что свидетельствует о международных связях города.

Составленные для Стародуба генеральные планы 1783 и 1803 годов изменили, особенно в центральной части города, исторически сложившуюся планировку города, которая фрагментарно сохранилась доныне.

Культура Стародуба испытывала на себе влияние трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Свидетелем этого общения и ныне является Рождественский собор. «Летопись самовидца» говорит, что храм построен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба. В камне собора увековечена память о совместной борьбе за национальное освобождение русского и украинского народа.

Памятник своеобразен и лишен каноничности. Его строители отошли от господствовавшей тогда на Украине схемы - размещения под общей крышей с выделением главой или куполом с, главой центрального зала. Они придали всем частям здания разную форму. Притвор сделали четырехугольным, алтарь - пятиугольным, а главный зал - в виде неправильного восьмиугольника. Все три объема покрыты самостоятельными куполами, зал - более крупным из трех. Получилось оригинальное объемное построение. Свободное расположение и неодинаковые размеры окон на фасадах свидетельствуют о влиянии древнерусской архитектуры. Их наличники - близкие родственники аналогичным деталям северорусских построек XVII века. Центральный, более высокий объем окаймлен в верхней части широким нарядным фризом с рельефным карнизом на городчатых плоских кронштейнах, украшенным рядами «поребрика». Ниже поребрика поле фриза занято декоративными закомарами - полукруглыми нишами, которые живо напоминают о русском типе покрытия - закомарном сводчатом времен Киевской Руси. Все углы памятника декорированы лопатками - узкими, плоскими выступами из поля стены по всей ее высоте. Они весьма оригинально обработаны горизонтальными жгутами-валиками и рядами поребрика и прямоугольных углублений - как строчки вышивки на белорусском полотенце. Эти каменные «полотенца», свисающие от карниза до земли, не являются ли они памятными полотенцами-символами памяти народной?... Неуловимая кривизна линий делает здание скульптурно пластичным. Сдержанное узорочье декора, мелкий рельеф деталей, небольшие проемы окон и дверей на фоне массивных стен, крупные формы куполов и завершений придают монолитность, мощь и торжественное величие, делают его символом силы народной. Образ собора отвечал требованию эпохи увековечить победу народа за свободу и независимость Родины.

В 1781 году Стародуб становится уездным городом Новгород - Северского наместничества. К этому времени планировка города сложилась весьма хаотичной. Его центр состоял из двух «городов» - двух земляных крепостей с деревянными стенами - «старого» и «нового», расположенных по соседству друг с другом на возвышенном левом берегу реки Бабинец. От крепостей расходились дороги, вдоль которых свободно по рельефу извивались улицы четырех предместий -- Прадельни, Рубцовки, Запильни и Заречья. В центральной части эти дороги-улицы объединялись широкой улицей Базарной, вроде бесформенной площади огибавшей крепость.

Первый «геометрический» план для города составлен в 1783 году, на нем была зафиксирована исторически сложившаяся «свободная» планировка части города в пределах земляных крепостей. С 1802 года Стародуб стал уездным городом Черниговской губернии, годом позже получил новый план. Этот план разбил всю территорию города на прямоугольные кварталы одинаковыми по ширине улицами без учета рельефа местности. План оказался нереальным и, вероятно, поэтому не оказал заметного влияния на исторически сложившуюся планировку города. Силуэт и облик города определялся возвышавшимися над низкой застройкой причудливыми златоверхими объемами соборов и церквей. Особенно красив город был с юго-запада - с Волчьей горы, с дороги на Чернигов и с заречной стороны.

Кроме Рождественского собора в центральной части города сохранилась замечательная по своим художественным качествам Николаевская церковь, построенная в 1802 году в стиле зрелого классицизма. По типу бесстолпная, в плане квадратная, с выступающими алтарем с востока, трапезной с портиком - с запада и портиками - с боковых сторон. Верхний ярус - восьмерик, покоящийся на четверике, и покрытый куполом со световым фонарем-барабаном с главкой и ажурным крестом. Памятник ценен точно найденными пропорциями объемов, их логичной группировкой, простыми деталями тосканского ордера, строгим гармоничным классическим силуэтом, хорошо связан с природой, овеваемыми воздухом портиками. Отлично поставленный на отроге холма, он замыкает перспективу улицы Фрунзе со стороны Заречья.

В прямой зрительной связи с этим памятником в конце улицы Евсеевской находится комплекс зданий строгой в своей простоте архитектуры позднего классицизма первой трети XIX века -- «тюремный замок». Это характерный пример казенного строительства в стиле ампир. Мощная двойная въездная арка, прорезанная в глухой стене, преграждает Евсеевскую улицу. Она соединяет два небольших служебных корпуса, за которыми во дворе размещено двухэтажное здание «замка». Крупно решенные детали - рустовка стен первого этажа, по ампирному не отделенная от гладкой стены карнизом, простые профили сандриков и карнизов - и контраст массива стены с просто, без обрамлений, прорезанными небольшими окнами придают зданию монументальность и выделяют его из окружающей застройки. Творение великого русского зодчего Андриана Захарова.

Прежде чем покинуть «исторический пятачок» центра, взглянем  на дома № 4 и № 6 улицы Евсеевской. Они представляют здесь четвертую эпоху архитектуры - вторую половину XIX века, с характерным декором фасадов местной школы псевдорусской архитектуры, мастера которой самобытно варьировали элементы древнерусского стиля.

С Евсеевской улицы, как и с многих других точек города, хорошо видна и манит к себе белоснежная, отраженная в зеркале озера Бабинец Богоявленская церковь. По пути к ней на улице Фрунзе следует обратить внимание на дома № 35 (последняя четверть XIX века) и № 59. Последний - это старинный особняк рубежа XVIII - XIX веков. Фасад имеет характерное классицистическое трехчастное построение. Каменные формы классической архитектуры изображены в дереве.

Богоявленская церковь закончена строительством в 1789 году как однозальный, бесстолпный каменный храм, в объеме - четырехъярусный. Центральный восьмерик окружен двухъярусными главками. В XIX веке пристроена новая трапезная с трехъярусной колокольней над ней. При ремонте в 1967 году шатер колокольни сделан значительно ниже. Архитектура старой части несет печать влияния русского барокко XVIII века. Декор трапезной и колокольни более примитивен и эклектичен по формам. Памятник ныне является одним из акцентов застройки города. Эту роль ему помогают играть расположенные рядом памятники гражданского зодчества, составляющие с ним микро-ансамбль на улице Фрунзе - дом № 63, построенный по «образцовому» проекту первой половины XIX века, и особняк № 71 - пример купеческого жилья с лавкой в первом этаже, построенный в последней четверти XIX века.

На древних улицах сохранились еще здания, которые помогают представить стародавний облик города. На улице Ленина, 81 расположена усадьба с каменным домом. Это безусловный старожил Стародуба. В описании Стародуба 1781 года в «Румянцевской описи украинских поселений», упоминается «родовой дом о восьми Покоях, на итальянский манер», построенный И.В. Завадовским - последним полным полковником Стародубского полка, упраздненного в 1792 году. Дом Завадовского -- первая постройка города в стиле раннего классицизма.

Другой старожил Стародуба - это «Соколовщина», дом А. Д. Янчевской (улица Урицкого, 19). Построен служилым дворянином Н.И. Соколовым в 1790 году, затем последовательно принадлежала Д.И. Соколову - землемеру и составителю генеральных планов Стародуба, Погара и других городов Черниговской губернии в начале XIX века; С.Д. Соколову -- участнику русско-турецкой воины 1853 года и Севастопольской обороны; Д.С. Соколову -- участнику русско-японской и первой  империалистической войн, командиру Краской Армии и наконец его дочери А.Д. Янчевской - преподавателю истории и иностранных языков, умершей в 1983 году. Этот деревянный дом с садом при нем сохранился почти в первоначальном виде, с внутренней  отделкой и утварью времен его постройки. Сам по себе он является подлинным памятником городского строительства конца XVIII века, готовым музеем городского быта двухсотлетней давности.

Очень интересные памятники «деревянного» ампира - классицизма XIX века украшают улицы города. Особняк Миклашевских (ныне музей краеведения) возведен в начале XIX века и является ярким образцом этого стиля с характерными членениями и декором. Дом № 5 по улице Воровского построен в первой трети XIX века. Средняя часть уличного фасада выделена эффектной лоджией с дорическим портиком. Мансардный этаж с крупными окнами на четыре стороны, увенчанными треугольными фронтонами, сообщает особую характерность и пластичность облику особняка. Дом № 6 по той же улице заставляет вспомнить «образцовые проекты» XIX века. Дом построен в 1853 году Ф.В. Черкуновым и почти полностью сохранил свой первозданный облик. Внешний декор в дереве подражает каменным формам ампира. Два этих дома составляют интересный ампирный акцент в рядовой застройке улицы Воровского.

Во второй половине XIX века в Стародубе построен ряд зданий в псевдорусском стиле - это духовное училище, школа на улице Ленина 16 (1887г.), мужская гимназия по улице Калинина. Наиболее последовательно и логично выдержан этот стиль в архитектуре мужской гимназии, богатой архитектурными деталями, вдохновленными мотивами древнерусской архитектуры второй половины XVII века.

Вышеописанными памятниками перекинут образно-художественный мост через, полутора вековой разрыв от памятников последней четверти XIX - начала XX века к Рождественскому собору, несущему на своем челе черты московского барокко XVII века.

На рубеже XIX и XX веков построены дома в характерном самобытном понимании псевдорусского стиля, идущем от Злынковской школы народного зодчества. В архитектурных произведениях ее мастеров применяется резной деревянный декор в сочетании с кирпичной, узорной кладкой лицевых стен и обильных деталей. Такие дома стоят на многих улицах, особенно на Московской, Калинина, Первомайской, на Красной площади и, в других местах.

Эти и некоторые другие менее заметные здания, посредствуя между рядовой застройкой и памятниками архитектуры, донесли до наших дней неповторимый, пленительный образ одного из 115 исторических городов России. Облик Стародуба должен быть сохранен!