Мелкая  пластика старообрядцев Стародубщины.

 

Пусь В.М. учитель общественных дисциплин МОУ «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа Стародубского района Брянской области

 

Жители западной части Брянской области, особенно из бывших раскольничьих слобод, довольно хорошо знакомы с металлическими культовыми предметами из-за частой их встречаемости.  Несмотря на то, что о мелкой пластике старообрядцев говорится часто, но до сих пор нет (автору неизвестно) солидного научного исследования этой темы. Мелкая ритуальная металлическая пластика существовала и у старообрядцев современных сопредельных территорий Украины и Белоруссии. Однако и по этим территориям указанная тема слабо проработана.Это вызывает удивление, ведь та же старообрядческая иконопись изучена специалистами довольно хорошо. В данном исследовании будет сделана попытка анализа накопленного автором материала и ликвидирован пробел знаний по этой теме. При работе над данным материалом автор пользовался воспоминаниями местных старожилов, частными коллекциями мелкой пластики, а также материалами некоторых исследователей (Винокурова Э.П.  «Медь, согретая руками» Брянск, 1988г. )
Под мелкой пластикой старообрядцев обычно понимается медное (с примесями) литье различных культурных предметов. (крестов, образов, оберегов и т.д.).
Вплоть до начала  XX  века меднолитую пластику старообрядчества не собирали в музейные фонды, затем коллекции были собраны, но оставались зачастую беспаспортными.
Многие экземпляры местной художественной пластики сосредоточены в Брянском государственном областном краеведческом музее и его филиалах , в Брянском областном художественном музее, а так же многочисленных больших и малых частных коллекциях. К сожалению, в 90-е годы XX века огромное количество довольно ценных экспонатов старообрядческого медного литья были распроданы на «черных» рынках, часть «малоценной» пластики сдавались на металлолом, часть уходила в заграничные коллекции (например, в ту же самую Ветку).
При обобщении рассмотренного авторами материала возникали большие трудности из-за отсутствия хороших справочников по данной тематике, документальных источников, а также «потери» истории экспонатов.
В своем исследовании автор опирался лишь на анализ 3-4 сотен предметов литья из различных собраний коллекций Брянской области.
Справедливости ради стоит отметить, что меднолитая легкая пластика существовала еще в Древней Руси. Однако настоящий ее рассвет приходился на  XVIII-XIX век в среде старообрядцев. Такое литье было распространено в крупных центрах расселения старообрядцев: на Урале, в Сибири, в Поволжье (Ветлуга и Керженец), на северо-западе России (Поморье), в Стародубье и Ветке.
Среди всей массы рассмотренных  и исследованных экспонатов выделяется три группы изделий, имеющих определенные свойства стилистическом, композиционном и техническом оформлении. При описании этих групп будет использоваться уже известная терминология по пластике.
1. Наиболее распространенные предметы медного литья Ветки и Стародуба являются предметы «гуслицкого типа».
Название это происходит от погоста Гуслицы Богородского уезда Московской губернии (ныне – один из районов Москвы). Гуслицкое медное литье по своим характерным чертам имеет много стилистических и композиционных сходств с дониконовским московским художественным литьем. Так как большинство поселившихся старообрядцев на Стародубщине было из центральных районов России, то данные традиции распространились на Стародубщине и в Ветке. Хотя термин «гуслицкое литье» можно с успехом (а, может быть, и более правильно)заменить на «стародубское» или «ветковское».
Обнаруженные исследованные предметы этого типа можно разделить на две группы: а) Иконы, имеющие прямоугольное навершие и  изображением Спаса Нерукотворного. Почти все  они имеют боковые створки с изображением избранных святых. б) Иконы, имеющие составное навершие в виде клинообразного клейма с изображением ветхозаветной Троицы, а над ним обычно прямоугольное клеймо с традиционным образом Нерукотворного Спаса. Многие исследованные иконы гуслицкого типа невелики по размерам (в среднем 10 см в высоту и 7 см в ширину). Обычно они увенчаны нарядными вершинами с изображениями ангелов, имеют много тонких рамочек, декорированный фон.
Наиболее распространенными сюжетами таких икон Стародубья являются «Святой Николай», «Георгий Победоносец» и др.
2. Вторую группу металлических икон Стародубщины можно условно отнести к « поморскому типу».
 Это название происходит от металлических икон, изготовлявшихся на Ваге в Поморье. Икон этого типа на Стародубщине зафиксировано автором почти в 2 раза меньше, чем гуслицского. Также металлические иконки обычно имеют хорошую орнаментальную обработку. Почти у всех есть навершие в виде кокошника, внутри которого изображались Спас, Троица, Ангелы. В отличии от первого типа, все они имеют, в среднем, довольно большие размеры (не менее 15 см в высоту и 10 см  в ширину) и в 2 раза тяжелее. Обычно иконки сохранялись в виде разрозненных створок (в первом типе сохранялись обычно все 3 части).
Наиболее характерными сюжетами этой группы являются «Двунадесятые праздники», «Деисус». 
О связи стародубского старообрядческого литья с гуслицким  может служить факт присутствия многих старообрядцев в Подмосксовье. Например известнейший настоятель Покровского Климовского единоверческого монастыря игумен Иероним с 1865 по 1895годы  был иноком, а потом-иеромонахом Спасо-гуслицкого мужского монастыря.
В пользу связей Стародубья с Поморьем говорит факт проживания в г.Стародубе в 70 годы 18 века известного иконописца Ивана Алексеева, который был членом поморской церкви, а соответственно носителем поморских черт старообрядческого искусства.
 Металлические образы поморской группы имеют как смешенные черты двух выше указанных типов, так и различные неустойчивые признаки. Рассмотренные экземпляры имеют разнообразные сюжеты и размеры.
Иконы  гуслицкого типа обычно трехсоставные, поморского типа – четырехстворчатые. Складни (так называются иконки перечисленных типов) становились в красном углу рядом с деревянными иконами. Некоторые люди порой вырезали в деревянных киотах форму складней и вставляли туда имеющиеся изображения.
Многие старообрядцы имели складни, отнесенные условию к III (смешанной) группе. Металлические образы поморской группы имеют как смешенные черты двух выше указанных типов, так и различные неустойчивые признаки. Рассмотренные экземпляры имеют разнообразные сюжеты и размеры. Это нательные квадратные иконки небольших размеров (в среднем, 5 – 7 см).Часть из них имеют квадратное навершие со сквозным отверстием, либо с «ушком». Другие имеют узенькую привеску ( 1 или 2 ) в виде маленького прямоугольного брусочка со сквозным отверстием. Такие иконки обычно были одностворчатыми (правда, встречаются и с двумя легкими боковинками). Люди носили их в качестве оберега с изображением своего покровителя. Наиболее встречаемые и них «Николай Чудотворец», «Георгий Победоносец», «Прасковья Пятница» и т.д.
Некоторые из таких предметов имели 2 или 4 складывающиеся квадратные створки в виде книжицы с обложками, выгравированными Символами веры(восьмиконечным крестом, посохом и цветком).
При исследовании автору встречались образцы мелкой пластинки довольно больших размеров, один из таких экземпляров («Богоматерь») имел размеры 30на 20 см и вес – около2,5 кг.
По свидетельствам старожилов, 70-80 годы 20 века на Стародубщине встречались металлические иконки размерами 1м на 50 см и весом около 20 кг.
Дать  повременную классификацию металлических иконок и складней довольно сложно.
  Многие исследователи и  брянские коллекционеры считают, что на мелкой пластике конца XVII – XVIII вв. на задней стороне обычно должно присутствовать рельефное изображение, а также характерный ковчег (окантовку). Такие иконки изготавливались преимущественно из медного сплава.
  Образцы пластики середины XIX в – начала XX века имеют либо гладкую заднюю сторону, либо реже глубокорельефное, но простое по сюжету изображение креста и других элементов веры. Пластика этого времени обычно делалась из латунного сплава.
  Однако, стоит отметить, что часто многие экземпляры просто «копировались» с более ранних образцов и эта классификация условна.
Наилучшей хронологической классификацией подобных вещей может стать изменение эмалевого покрытия на протяжении двух столетий.
Эмалевая обработка иконок, исходя из исследований автора, была характерна для всех трёх типов мелкой пластинки Стародубья (ранее считалось, что это характерно, преимущественно, для поморского типа литья).
К сожалению, автору не удалось обнаружить (либо определить) ни одной металлической иконки, относящиеся ко времени конца XVII – середины XVIII вв. Металлические иконы и складни втор. пол. XVIII – начала XIX вв. имеют обычно многоцветные эмали трёх и более цветов: синий, зелёный, белый, жёлтый, коричневый. Иконок этого времени сохранилось наименьшее количество исследованных экземпляров. В более позднее время мало использовалась такая сложная цветовая комбинация, состоявшая обычно из 1-2 цветов (сине-белого и т.д.).
С сер.- кон.  XIX века местные умельцы начинают реже использовать эмали, сочетая обычно не более 1-2  цветных эмалей: белого, желтого, и синего (зеленого) оттенков. Некоторые иконы не  имеют таких покрытий (хотя, может быть, и не сохранились из-за времени). Предметов данного периода сохранилось достаточное количество.
В конце XIX –начале XX вв. на Стародубщине, судя по всему, начинается массовое изготовление предметов мелкой пластики. Едва ли  не большая половина всех рассмотренных иконок и другой мелкой пластики относится к этой эпохе.
 Технология производства в это время упрощается, и большинство иконок не имеет никаких следов эмалевого покрытия.
  Помимо упомянутых выше иконок, складней, оберегов старообрядцы носили нательные кресты. Автору удалось рассмотреть около трех десятков этих старообрядческих символов веры . Условно изученные кресты можно разделить на две группы:
а) нательные. Они небольших размеров (около 5-7 см в высоту), на них не изображен Иисус Христос. Такие кресты имеют исходящие лучевидные усики, делая его восьмиконечным. Изготовлены они преимущественно из сплава меди, латуни, олова, хотя автору попадались и экземпляры из низкопробного серебра. Несколько экземпляров на тыльной стороне вместо текста молитвы имели выемку, предположительно, для мощей. Дать классификацию их довольно трудно. Крестики из меди скорее относятся ко времени 18-нач.19 века, а более позднего времени из сплавов(латуни).Для образцов 18-нач. 19 века иногда характерны более богатые украшения, чем позднего времени
б) большие. Обычно их носили священники в высоту от 10 и выше см. Изготовлены они преимущественно из латуни ( сер. 19-нач. 20- века). На лицевой стороне присутствует  распятие Христа и другие сюжеты. Кресты восьмиконечные, зачастую имеют богатое оформление ( чаще гуслицкого типа), на тыльной стороне часто встречается  текст молитвы. Многие кресты  19 века покрыты эмалями, часто бело-синего цвета, реже бело-зелёного. Экземпляры покрытые более чем двумя эмалями скорее относятся к эпохе кон. 18-сер. 19 веков (часто они изготовлены из меди), особенностью таких экземпляров является и ковчег на тыльной стороне креста, обычно не характерный для эпохи конца 19 - нач. 20 века.
Автору  во время исследования встречались экземпляры, на которых была обозначена дата 1710-1720гг. Однако, скорее всего,  это более поздние копии, исходя из особенностей технологии их производства.
Технология производства литой мелкой пластики на Стародубщине  была довольно проста, отдельный образец оттискивали в глине, образовав матрицу для литья. Затем формочки заполнялись, шлифовались, покрывались эмалями и т.д.
Термин «медная мелкая пластика» несколько неверен, т.к. чисто медных экземпляров встречено автором очень мало (предположительно, их можно отнести к XVIII в.). Большинство вещей изготовлено из сплава меди, олова, свинца. Большая часть мелкой пластики изготовлена из латуни и датируется XIXв.-н. XXв.
К сожалению, история не донесла до нас многих имен мастеров старообрядческого литья. В 80-е годы XX века московская экспедиция выявила лишь одного мастера мелкой художественной пластики из г. Новозыбкова Глыбина Михаила Григорьевича (1868-1945). Из бесед с местным населением выяснилось, что производство металлической старообрядческой пластики было в слободе Лужки и Воронок Стародубского района, а также – в Новозыбкове, Злынке, Клинцах и Климове. В к. XIX века – н. XX в в Клинцах и Новозыбкове предположительно существовало механическое машинное производство мелкой пластики.
 Некоторые положения этого исследования могут быть частично неверными, так как отдельные экземпляры мелкой металлической пластики могли завозиться из других отдалённых регионов проживания старообрядцев, помимо этого иногда мастера использовали в качестве образца для литья старые складни (правда это хорошо отличимо для специалиста).
Данное исследование, посвященное старообрядческому литью может быть дополнено и частично изменено при исследовании большего количества экспонатов металлической пластики а также архивными открытиями.
 
---------------------------------------------------

 

  Старообрядческий складень середины XIX – начала ХХ века: 12 праздников (поморский тип литья).

 
  Старообрядческий складень середины XIX – начала ХХ века: 12 праздников (гуслицкий тип литья).  
  Большой нательный старообрядческий крест середины XIX – начала ХХ века (гуслицкий тип литья).    
  Старообрядческие нательные иконки с эмалью середины XIX - начала ХХ века.    
  Фрагменты старообрядческого складня середины XIX – начала ХХ века: Богоматерь Мария, Исус Христос, Иоанн Предтеча.  
  Примеры мелкой пластики стародубского старообрядческого литья середины XIX – начала ХХ века. Слева – Георгий Победоносец (поморский тип), слева – Св. Антипий (гуслицкий тип).     
  Латунный старообрядческий нательный крестик второй половины XIX начала ХХ века.     
  Медный старообрядческий нательный крестик второй половины XIX начала ХХ века.     
  Старообрядческие нательные крестики
II половины XIX (латунь)
    
  Серебряный старообрядческий нательный крестик второй половины XIX начала ХХ века.     
  Образцы металлического литья II половины XIX - начала XX века (Лицевая сторона старообрядческого складня – слева, подсвечник – справа).