|
|
|
Страницы -
1,
2.
|
Стр.2
|
|
|
|
|
5.
Общественная организация «Стародубский казачий полк» (СКП).
В 1994г. в г. Стародубе была создана инициативная
группа, которая начала работу по возрождению казачества
на Стародубщине. В нее вошли Белов В.В., Лякун П.Ф.,
Миронов А.М., Таланин А. Белов В.В. был послан к лидеру
Союза казаков России Алмазову за помощью в создании
организации. Затем инициаторы «подняли» записи
метрических книг дореволюционного времени, около 15
приходов Стародубского уезда. Из них были выбраны
сословные казачьи фамилии и опубликованы в местной
печати. К инициативной группе стали приходить
интересующиеся люди. Одновременно началась работа над
созданием Устава общественной организации [10].
21 августа 1994г. в г. Стародубе состоялся первый круг
казаков Стародубщины. На нем было принято решение о
создании общественной организации «Стародубский казачий
полк», принят разработанный Устав и выбрано атаманское
правление. Первым атаманом СКП был избран Белов В.В. ,
полковым писарем Лякун П.Ф. , председателем Совета
стариков Шакун Н.Д.
Организация СКП входит в состав Западного Особого
казачьего округа во главе с нашим земляком Зайцевым В.Ф.
и в общероссийскую организацию Союза казаков России.
Патриотическая работа по возрождению казачества
проводилась инициаторами и в других районах Брянщины. На
сегодняшний момент СКП территориально и административно
состоит из 10 сотен: Стародубской полковой (атаман
Дебольский П.Ф.), двух Унечских (Лебедев И.М.),
Суражской (Зима В.Н.), Погарской (Цыганок П.А.),
Трубчевской (Бурый В.), Брянской (Волков М.), Московской
(Зайцев В.Ф.), Почепской, Стародубской молодежной,
Ярцевской (Смоленской обл.) и Климовской станицы.
Сотни делятся на курени. Например в Стародубской сотне
их 6 городских и 8 сельских в с. Елионка,с. Остроглядово,
с. Пятовск, с. Меленск, с. Новомлынка, с. Мишковка,
с. Алейниково и Ломаковка, с. Азаровка и Курковичи.
Справедливости ради, стоит отметить, что данное деление
можно считать условным, так как никогда на Стародубщине
не было куреней, а были лишь курные избы. На нынешний
момент атаманом СКП с 1997г. является Миронов А.М.,
Почетным атаманом Белов В.Ф., Походным атаманом
Емельяненко Н.Д., полковым писарем Лякун П.Ф.
После принятия закона РФ «О казачестве» в 2005г.
был переработан Устав СКП. Сейчас эта организация
остается по-прежнему общественной организацией, в
отличие от реестрового казачества юга России.
Но по новому закону и новому Уставу Стародубские казаки
все же могут нести государственную службу от лица СКП.
Эта организация старается быть опполитичной, не
вовлекая себя в политическую жизнь Брянщины и России,
хотя это удается не всем сотням.
В течение нескольких лет Стародубский полк создал
свои отличительные атрибуты. Согласно Уставу каждая
сотня может определять свой фасон и цвет одежды и отсюда
некоторая пёстрость костюмов, так Унечская, Трубчевская
и Погарская сотни имеют форму Войска Донского;
Стародубская и Брянская зеленого цвета, а Московская и
Суражская синего цвета, общими остались лишь алый цвет
лампас и шеврон СКП.
Нужно отметить, что эти формы являются одеждой
участников общественной организации, но не являются
традиционной казачьей малороссийской формой, что очень
жаль.
Знаменем СКП является Российский Флаг в центре которого
помещен герб г. Стародуба ,а по углам расположены четыре
золотых сокола – символ сотен полка стремящихся к
единству, на обратной стороне знамени изображен
православный крест. Все казаки носят погоны
соответствующие их воинским общеармейским званиям, либо
получившие их по приказу атамана до чина есаула.
В 2004г. были разработаны памятные ордена в честь
«350-летия Стародубского полка». Они делятся на три
степени низшая – голубой крест для новобранцев, первой
степени – синий для ветеранов – СКП и высшей степени –
белый для Почетных гостей.
На шевроне, орденах и печати СКП имеется
изображение: креста символа времени, год создания
-1654г., сабель – как символа защиты, три листочка дуба
– символ трех славянских народов и желудь – как надежда
на единение, единую историю, дух и культуру, а также
изображение каравая и рушника, представляющие
хлебосольность Стародубских жителей [10].
Чем же занимается данная организация и казаки, которых
насчитывается около тысячи человек (мужчин)? Прежде
всего, идет пропаганда казачества среди всего населения
Брянщины, хотя некоторые из казаков неактивны в этом
плане. Большинство Стародубских казаков работают
простыми тружениками: колхозниками, фермерами,
учителями, деятелями науки и культуры. Казаками они
ощущают себя в душе и вере, находя многое общее друг с
другом. Особенно активно казачество во время культурных
мероприятий проводимых в нашей области: Монумент Дружбы,
День Победы, День освобождения района от
немецко-фашистских захватчиков. Участвуют в различных
концертах и работе подворий. Часть казаков входит в
организацию «Поиск» г. Брянска (руководитель Соболев
А.А.), занимающеюся восстановлением исторической картины
событий Великой Отечественной войны на Брянщине и
перезахоронением погибших советских солдат. Существует
несколько фермерских хозяйств области, среди них
наиболее известное - казачья сельхозартель в
Суражском районе с. Ляличи.
Казаки всех сотен помогают православной церкви в
восстановлении храмов и возрождении православия на
Брянщине. В 1996г. усилиями казаков СКП и
Брянской епархии был отреставрирован и открыт полковой
казачий собор – Рождества Христова в г.Стародубе. В с.
Костеничи Суражского района была построена часовня на
средства казака Осипова. И таких примеров много.
Стародубские казаки являлись участниками
Всероссийского крестного хода в 2003г., проходившего на
Брянщине.
В 2004г. СКП торжественно отметил 350-летие
Стародубского полка. Был возложен памятный камень в
парке г. Стародуба, проведены юбилейный круг и
многочисленные праздничные мероприятия, на которых
присутствовало множество гостей из различных частей
России, а так же Белоруссии и Украины.
Полковой круг традиционно проводится 19 августа в
церковный праздник – яблочный Спас. Открывается молебном
и неофициальным гимном полка: «Над Диким полем ворон
кружит, трава ковыль горит».
На последнем круге 19тавгуста 2006г. в г.
Стародубе было принято решение о создании особого
казачьего округа на безе СКП и рождении
межгосударственной общественной организации «Северское
братство» [10] . В эту организацию вошли казачьи
формирования Брянской, Гомельской и Черниговской
областей. «Северское братство» создается с целью
укрепления братской дружбы между славянскими народами –
русским, украинским, белорусским (П 2.1.) и призвана
противодействовать всеми законными средствами силам,
действия которых направлены на подрыв доверия и
разжигания вражды между этими народами (П2.2).
Из других направлений деятельности СКП следует
отметить просветительскую работу стародубских казаков:
творчество Воропаева А.С. , Лежнева М. Р., Поклонского
Д.Р. и др.
Проводиться огромная работа с молодежью, по становлению
ее правовой и гражданской позиции. Все мероприятия
проводятся только на добровольные пожертвования казаков
и спонсоров [10].
6.
Кадетский (казачий) класс.
Еще до создания кадетского класса в СКП
проводились индивидуальные попытки работы с молодежью.
Ярок пример подвижнической деятельности с. Мохоновка
Чугунова Валерия. Он в 1997 -1998гг. в своем селе
организовал полусотню и добровольный казачий класс. В
нем проводилась военная подготовка, верховая езда и
военно-патриотические мероприятия. К сожалению, с уездом
этого казака данная организация перестала существовать
[10].
В феврале 2006г. по инициативе походного
атамана СКП Емельяненко Е.Д. , сотника Стародубской
сотни Дебольского П.Ф. и членов атаманского правления
было решено создать кадетский класс[11]. Он
образовывался на основе молодежной сотни. Эта сотня
появилась в ноябре 2005г. по инициативе Емельяненко Е.Д.
В нее вошли около 20 -30 юноши 15-ти , 17-ти лет из
числа старшеклассников школы №2 г. Стародуба и ПУ-
23. Атаманом ее был избран Советников Валерий. В феврале
2006г. молодые казаки присягнули на верность казачеству
в здании городской администрации и провели молебен в
Полковом соборе.
В кадетский класс вошло 16 мальчиков 13-ти –
17-ти лет. занятия проводились на базе психологического
центра г. Стародуба в вечернее время с 18.00 до 20.00
(три – четыре раза в неделю). По выходным дням с
ребятами проводилась строевая и физическая подготовка на
базе школы №1 г. Стародуба. Целью при создании этого
класса являлась передача казачьих и
военно-патриотических традиций молодежи, воспитание
патриотизма, любви к своей малой родине и становлению
гражданской позиции.
Наставником кадетов был выбран майор в
отставке Маширов С.Б. , преподавателями были офицеры СКП
(в основном атаманское правление), работники МЧС,МВД,
погранвойск и спортивного клуба «Парашютист».
Преподавались: История казачества, казачьи
традиции, история русской, советской армии и т.д.
Проводились уроки Закона Божьего – настоятелем Храма
Рождества Христова священником отцом Олегом. Все
преподаватели работали безвозмездно, в свободное время.
Члены кадетского казачьего класса активно участвовали в
культурной жизни района и области.
в мае 2006г. для них проводились трехдневные
военно-полевые сборы в районе с. Новомлынка. Там ребята
на практике обучались строевой и верховой, огневой и
тактической подготовке.
Летом – осенью 2006г. кадеты добровольно и
безвозмездно помогали в строительстве часовни св.
Георгия Победоносца в честь русского воинства в г.
Стародубе. Будущее этого класса туманно, так как вся
работа проводилась бесплатно по инициативе казаков и
фактически без материальной базы. Но казачьи кадеты даже
за год обучения изменились, повзрослели, возмужали,
стали по-другому относиться к своей истории и культуре.
Произошло боле полное становление их как личностей и
полноправных граждан России.
7.
Детский образцовый казачий ансамбль «Веселый экипаж» г.
Стародуба
На Брянщине существует несколько творческих коллективов
из числа казаков ил казачьей направленности:
Суражский казачий ансамбль, «Вольница» и «Родники» г.
Брянска. В 1995г. атаман СКП Миронов А.М.
предложил работникам музыкальной школы г. Стародуба
Лейкиной Р.З. и Сидоровой Е.В. создать казачий ансамбль,
что было ими воспринято с инициативой. Так местный
эстрадный коллектив «Веселый экипаж» стал создаваться
как казачий, оставшись со своим старым названием
[12]. Несколько лет ансамбль работал только под эгидой
СКП. Коллектив был частично экипирован со средств полка.
Оплачивались поездки и работа руководителей. Затем он
перешел в сферу городского отдела образования и
культуры.
«Веселый экипаж» работает по нескольким направлениям:
вокал, эстрада и танец. Это единственный в Брянской
области образцовый казачий ансамбль. Несколько раз
своими выступлениями со сцены колонного зала Дома Союзов
он покорял жителей г.Москвы. «Веселый экипаж» за
свою десятилетнюю деятельность многократно становился
лауреатом и дипломантом различных казачьих фольклорных
конкурсов, а так же творческих мероприятий в области и
районе. Этот детский ансамбль и его руководители
являются традиционными и постоянными участниками всех
культурно-массовых мероприятий в Стародубском районе и
Брянской области. Он имеет множество грамот,
благодарностей, дипломов и благодарственных писем.
При ансамбле работает студия с семилетним
обучением, в ней преподается около десяти предметов:
история России и края, хореография, ритмика, начальная
военная подготовка,, гимнастика, акробатика, вокал,
эстрадный и народный танец, но основным предметом
конечно же является казачий танец и пляска [12].
Обучение проводиться бесплатно за исключением
родительской платы при создании новых костюмов. Сам
детский коллектив включает в себя около 70 человек: 50
мальчиков и 20 девочек разных возрастных групп. По
окончанию обучения выдаются свидетельства. «Веселый
экипаж» поддерживает тесную связь с СКП и казачьим
кадетским классом, члены которого участвуют в работе
ансамбля. Этот коллектив участвует в традиционных
молодежных сборах в Почепской сотне в летние каникулы на
базе пансионата Красный Рог.
Трудно представить, что всю эту трудоемкой и
огромной работой руководят две женщины. Стародубцы горды
за свой ансамбль и как и сами его участники за свой
казачий коллектив, который позволяет всесторонне
развиваться личности ребенка и становиться настоящим
гражданином и патриотом России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участие в СКП, в казачьем кадетском классе и «Веселом
экипаже» является добровольным. Эти организации просто
необходимы для разновозрастных людей, объединившихся
идеей возрождения народных традиций и культуры, в
частности малороссийского Стародубского казачества.
Казак сейчас это не сословие, а состояние души. Здесь,
по-моему, не должно быть ограничений из-за отсутствия
формы или других внешних атрибутов. Главными качествами
должны выступать вера, любовь, патриотизм и уважение к
своему прошлому и предкам, надежда на возрождение
сильного и богатого отечества. Эти организации
способствуют становлению в среде молодежи и среди
взрослых идей патриотизма и веротерпимости и культуры.
Они различными способами воспитывают и развивают своих
участников как полноценных граждан России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабодей
В.Д. Зарождение казачества на Стародубщине.// Материалы
научно-практической конференции. Брянск 2004.
2. Бабодей
В.Д. Истоки Стародубского казачества. // «Вести города
Стародуба». №11 -2006.
3. Воропаев
А. Стародуб. Казаки. Вечная граница. М.,2004.
4. Емельяненко
Н.Д. Стародубские казаки: кто они?// «Стародубский
казачий вестник» 21.08.2004.
5. Лазаревский
А.М. Описание старой Малороссии. Полк Стародубский.
Т.1.Киев. 1888г.
6. Поклонский
Д.Р. Стародубская старина. Т.1-3.Клинцы,1998-2005.
7. Соловьев
С.М. История Российского государства. М.,1991.
8. Слюнченко
Ю.П. Стародубский полк: марш в два века.// «Пересвет»
№11-1992. Брянск.
9. Пусь
В.М. Краткая история Стародубского полка.
//«Стародубский казачий вестник» 21.08.2004.
10. Запись
беседы с полковым писарем СКП Лякуном П.Ф. 10.09.2006
г.Стародуб.
11. Запись
беседы с атаманом стародубской сотни СКП Дебольским П.Ф.
31.08.2006 г.Стародуб.
12. Запись
беседы с руководством ансамбля «Веселый экипаж»
15.09.2006. г. Стародуб.
|
|
|
|
Стр.2
|
|
Страницы -
1,
2.
|
|
|
|
|
|