СТАРООБРЯДЧЕСТВО  СТАРОДУБЬЯ

 

 

Жеребцова Римма Николаевна учитель истории Воронокской средней школы Стародубского района

 

Одним из крупнейших старообрядческих поселений середины XVIII века была Ветка, основанная в 1695 году. Это одно из крупнейших поселений беглых раскольников на территории Белоруссии, пограничной с Россией и входившей в то время  во владения Речи Посполитой. Первые поселенцы на Ветке были беглецами из Стародубских слобод.
Еще во время правления царевны Софьи был издан указ о возвращении на места прежних поселений стародубских раскольников. Тогда-то многие из них и бежали в Польшу, поселившись на Ветке – небольшом острове, названном так по проливу, окружавшему остров. Ветка почти на протяжении всего века была центром раскольников. Сюда переселенцы стекались со всех сторон  многих российских  городов и мест:  Орла, Суслова, Керженца, Выги, Дона и других. А из Ветки они нелегально проникали в Малороссию – на территорию Стародубского полка. Уже к 1700 гг. среди раскольников существовало мнение, что нигде лучше жить нельзя старообрядцам, как в Стародубье. Такое общее название имели тогда северные уезды (сотни) Черниговской губернии. Ветка сделалась метрополией поповщицкого раскола, ветковские монахи и попы разносили по всей России дары, освященные в местной церкви. На Ветке сформировалось свое – ветковское согласие беглопоповщины, широко распространенное и в стародубских посадах и  слободах.
    До середины XVIII века  Стародубье находилось под сильным влиянием ветковских учителей. Торговые и особенно религиозные сношения Стародубья и Ветки были постоянными. Большое влияние имела Ветка в посаде Воронок.
  Процветание Ветки обратило на себя внимание русского правительства, предпринявшего широкомасштабную компанию по выселению старообрядцев с Ветки в Стародубье. В годы царствования Анны Иоановны в 1735 году на Ветку была послана карательная экспедиция полковника Сытина. В 1764 году при Екатерине II произошла вторая выгонка с Ветки войсками под командованием генерала Маслова. После учинения там погрома Ветка полностью была разорена, большая часть населения выселена в Стародуье, часть  осела в слободе Зыбкая.
Первые же старообрядцы появились в Стародубье в1678 году, когда их поп Козьма с двадцатью переселенцами прибыл село Понуровка. Разрешение на это дал Стародубский полковник Г.К.Коровка-Вольский. Поселены они были при помощи Курковичского атамана (куренного) Ломки. Понуровка принадлежала полковнику Стародубского полка Самойловичу, а с 1693- полковнику М. Миклашевскому.
Вскоре раскольники поселились в Демьянках и Елионке. Демьянки – поселение  более старое, чем Понуровка. Она «осажена» Денисом и Милюшкой при шляхтиче Н. Абрамовиче, который до 1648 года был Стародубским старостой. В Демьянках три раскольничьих дома  посвились в 1695 году, и только с 1723 года их число стало расти. В 1704 году гетман И.Мазепа отдал это село М. Миклашевскому, где было тогда 93 двора крестьянских и 32 хаты бобылей.
В 1684 году раскольники поселились в Елионке. Её основали 2-мя годами ранее Илья и Михаил Рубцы на землях пана Г. Чернопоповского (в 1677 году Михаил Рубец был наказным, то есть не  самостоятельным полковником).
Первых основателей поселений тогда называли «осадчими» - осадил, обосновал. Например, Осадчим слободы Млынки стал Лука Куколев, слободы Климовой – Ермолаев Клим, Воронка- братья Мартын и Федор Вороновы, Клинцов – В. А. Клинцов и другие.  Так во второй половине  ХVІІ  -  начале  ХVІІІ  веков в окрестностях Стародуба появляется много новых поселений, получивших название раскольничьих слобод, посадов. И среди них Лужки,
Воронок, Елионка, Митьковка, Замишево, Климово, Злынка, Ардонь, Клинцы. Под окрестностями Стародуба того времени надо понимать территорию Стародубского полка, сотенными центрами которого являлись Мглин, Баклань, Погар, Семеновка и Новозыбков9.
Изучением истории раскола в наших местах занимались многие, в том числе и преподаватель Черниговской семинарии М.И.Лилеев. Он неоднократно бывал в Стародубе при инспектировании духовного училища. Он и уроженец города Стародуба профессор П.А. Расторгуев, детально изучавшие влияние  раскольников-переселенцев на наш местный говор, идентично назвали датой основания и других слобод. Воронок основан в 1691 году, Лужки – в 1694, Злыбка – в 1701, Злынка -  в1702, Клинцы в 1707. За 30 лет было образовано 15 слобод где проживало тогда около 2800 человек. Их поселенцы делились в те времена на секты. Например,  из первой секты – «поповской» выделилось «диаконово согласие» (Лужковское). Наиболее сильной сектой стало потом «Австрийское согласие». А, например, Елионка была заселена переселенцами из трех сект: поповской, беглопоповской и беспоповской – восемь семей.
Всего к началу 19 века насчитывалось около 2700 человек. Их первыми почитаемыми  учителями стали Косьма, Стефан, Иосиф.
В период правления царицы Софьи Стародубский полковник Самоцлович вытеснил в 1685 году раскольников из Понуровки. Их самоволие и дерзость к владельцу Миклашевскому вынудили его даже предложить деньги в 1683 году, чтобы они выехали из этих мест. Например, в 1785 году здесь была отмечена неприятность и враждебность к владелице поместий от жителей Воронка. Побили крестьян Е.Миклашевской, сожгли ее хутор и убрали пограничные столбы усадьбы.
В 1729 году нарочным капитаном Брянчаниновым была проведена перепись всех слобод. В каждой избирался войт. С их ростом слободы переименовались в посады.
Особое гонение на раскольников было в 1735 году, в правление Анны Иоанновны, так называемая «Первая Вятковская выгонка», когда силой оружия выдворяли их из Ветки, тогда и хлынуло в Стародубье много переселенцев. В этот период и было приказано казакам Черниговского и Стародубского полков «беречь раскольников». Подобное было и в 1722 году. Указом Петра I еще в 1715 году земли, занятые раскольниками, были закреплены за ними и включены в оклад переписью полковника Ергольского. И когда потом некоторые земледельцы хотели вернуть их себе, уже было поздно.
В 1767 году прошла вторая гонка, и многие уехали из Стародубья на земли Новороссийской и Белгородской и Астраханской губерний.
Местная церковь была настроена повышенным вниманием и даже враждебностью, т.к. уважение к своей вере у раскольников было фанатичным. Менять свою веру они не хотели никак. С 1772 году на Стародубье уже было у них 4 монастыря, 17 монастырских церквей и 16 часовен. «Раскол – старинная язва наших мест», - так считали долго церковные чины и лица губернии. И только с 1783 года началось устанавливаться единоверие, в чем большая заслуга Стародубского инока Никодима. Он сам ездил в Петербург к митрополиту Гавриилу и представлялся Екатерине II9.
Окончательное утверждение единоверия принадлежит энергичному  протоиерею А.И.Журавлеву. Когда император Николай I в 1847 году посетил проездом посад Добрянку и  узнал,  что еще не все здесь единоверцы, он не принял преподнесенные ему хлеб – соль.
В Стародубском уезде было построено несколько единоверческих церквей. Например, в Лужках – Успенская, с 1839 года в ней священствовал Матвей Преображенский. В Елионке – Иоанно-Предтеченская, в Воронке – Богоявленская.
К 1860 годам  на территории Стародубского уезда в четырех посадах и других селениях проживало 14933 человека. Например, в Воронке – 5400, почти все раскольники. В Лужках – 5427 человек, в Млынке – 1273, из них 827 раскольников. В городе Стародубе в 1867 году из 12042 человек 334 были раскольниками.
Их быт и нравы имели свое отличие от малороссов. Как правило, земли у них было мало, поэтому они больше стали заниматься торговлей, ремеслами, промыслами. Постоянные гонения вызывали скрытность. Были набожны, свой раскол не пропагандировали. Музыка и танцы – не в их нравах, мало кто курил. Пить из чужой посуды они не могли. Отношение местного населения к ним было недружелюбным вплоть до 1890-х годов. Все это  вызывало недовольства, а иногда и бунты. Их разговорный язык, по мнению ученых – лингвистов, не оказал влияния на говор нашего края, а даже наоборот. Жили, как правило, особняком и к местным жителям проявляли высокомерие. Браки с православными были редки. Местные жители «московских» переселенцев стали называть «москалями». Термин «москаль» и «московка» не национальные, а религиозные, то есть «москали» - это значит старообрядцы. Поэтому и места их проживания стали называть «московскими».
Например, в Стародубе были улица и кладбище «московские». В Погаре – улица и южные ворота крепости – «московские».
Первыми их промыслами стали торговля конопляным маслом, выделка деревянных ложек и посуды, шитье рукавиц, приготовление крашенины, столярное ремесло. Потом появились иконописцы, медники, серебряники, строители церквей и т.д. Они явились родоначальниками развития на Брянщине суконной , чулочной, кожевенной, швейной, спичечной, чугунно-литейной промышленности и печатного дела. Основанные ими посады превратились в торговые и промышленные города  и села: Клинцы, Новозыбков, Климов, Злынка, Воронок и др.
Стародубье было издавна центром старообрядчества, на его территории существовало огромное количество молелен, церквей, скитов, самых различных старообрядческих толков. Часто в одном населенном пункте жили поповцы и беспоповцы, последователи разных учений, причем различия в этих учениях часто были минимальными. Наиболее была распространена в Стародубье поповщина. Одним из поповских согласий, получивших в дальнейшем широкое распространение в Стародубье, было диаконово согласие. Его представители обосновались также и  в Клинцах. В 1783 году черным попом Иосифом в Зыбной была освещена молельна во имя Рождества Христова.
В начале XIX века в посаде Лужки сформировался еще один толк беглопоповцев – Лужковское согласие. Отделение от прочих старообрядцев произошло у них в 1822 году. 26 марта 1822 года поповцам было дозволено иметь у себя беглых попов, которым, с ведома светских властей, дозволялось переходить в старообрядчество из русской православной церкви, если за ними не было уголовных преступлений. Большинство поповцев приняло этот указ к  исполнению.  А Лужковцы истинным признавали только тайнобегствующих попов. Сторонники тайного Лужковского согласия всех остальных, в том числе раскольников других толков, признавали за еретиков и  не общались с ними. Большое влияние Лужки оказывали на посады Воронок и Чубковичи.
Некоторые сведения о лужковских обычаях сообщает Т.Верховский. Он пишет, что полиция и ратуша, сами  состоящие из раскольников, потворствуют им в судах и существует даже обычай собирать по 6 рублей с каждой ревизионной души на подкуп чиновников, сокрытие беглых, вознаграждение членов ратуши для решения дел в их пользу.
В основном старообрядцы Стародубья относились к так называемым поповцам, которые не отличались крайним религиозным фанатизмом  и склонностью к самоизоляции. К  числу более крайних течений относились сторонники возникшего в 1820-е гг. Лужковского согласия – одного из течений беглопоповцев. Лужковцы всех на инаковерующих рассматривали как еретиков, считали за грех носить мундиры, принимать присягу, подписывать любые правительственные бумаги и т.п  Были в Стародубье и сторонники единоверческой церкви, которая усиленно насаждалась правительством в первой половине 19 века, но большинство местных старообрядцев не приняло единоверие и сохранило свою религиозную самостоятельность. Это положение было закреплено созданием в 1853г. в г. Новозыбкове самостоятельной старообрядческой епархии.
У старообрядцев были свои, более строгие по архитектуре и убранству храмы, свои, не очень обширные, но с твердым порядком монастыри (наиболее известные – Климовский, или Митьковский Покровский, и Малино-Островский Рождественский) и запрятанные от мирских глаз скиты, - своя особая религиозная обрядность.
В целом старообрядческие верования оказывали очень большое влияние на весь быт и культуру старообрядческих посадов. К примеру, первые возникшие на Брянщине в конце 18 века частные типографии в Клинцах (Я. Железникова, Ф.Карташова, Д. Руковишникова) выпускали только книги религиозного содержания, переписанные с древних рукописей. Именно по таким книгам обучались грамоте местные жители.
В Брянском крае к концу 18 века существовало  около 30 старообрядческих поселений. Среди них слободы Зыбкая (ныне Новозыбков), Клинцы, Злынка, Климово, Ардонь, Воронок, Деменка, Митьковка, Шелани, Замишево, Синий Колодец, Белый Колодец, Чубковичи, Елионка, Лужки и другие ( на территории Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского и Клинцовского районов). Позднее 13 из слобод получили статус посадов, а Зыбкая, Клинцы - стали городами10.
Непроходимые леса, удаленность от больших дорог делали местность, где сейчас располагается с. Воронок, глухой окраиной Руси. Здесь не было помещиков в середине XVIII века. На эти земли устремлялись старообрядцы, покинувшие центральные области страны, крестьяне, бежавшие от крепостного гнета. Село получило название по имени первых поселенцев – старообрядцев Мартына и Федора Вороновых. Годом основания считается 1691 год.
Воронок отличался большой религиозной пестротой населения. Здесь в XIX и в начале XХ века было три церкви разных вероисповеданий: православная (Богоявленская) и две старообрядческие (Покрова Богородицы, Рождества Богородицы). Среди населения посада доминировала старообрядческая вера. В Воронке действовали три молитвенных дома различных религиозных направлений и толков старообрядчества.  Один из молитвенных домов посещали  «древлеправославные христиане», другой белокриничники (поповщина), третий – беспоповцы. Имелась также синагога – еврейский молитвенный дом.
По данным отчета 1806 года переписи населения по Черниговской губернии посад  Воронок занимал 200 кв. десятин земли.  Жителей в Воронке насчитывалось примерно 1600 человек, к 1862 году – 2510 мужчин и 2884 женщины, всего 5394 лица обоего пола, в том числе купцов – 296 чел., мещан – 5254 человек.
 Религиозный состав населения посада:
              православных -  24
              единоверцев  -  26
             старообрядцев  - 5342
Подавляющее большинство жителей принадлежало к древлеправославному вероисповеданию, не большая часть православных и еврейская община.
Для выполнения сельскохозяйственных работ старообрядцы нанимали работников православной веры, так как сами для себя считали недостойным выполнять работу подобного рода. В доме имелась отдельная посуда для работников, чтобы не осквернять веру старообрядцев. С того времени и до сих пор сохранились в посаде два кладбища старообрядческой и православной веры11.
Старообрядцы занимались предпринимательством, кустарным ремесленным производством, торговлей. В посаде Воронок действовали пенькотрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с числом рабочих до 300 человек, щетинная фабрика, насчитывалось около 15 крупных купцов.   Жители также занимались дальним извозом в Киев, Гомель, Екатеринославль (Днепропетровск), Москву, Санкт – Петербург. Среди ремесленников большую известность имели каменщики – печники, кровельщики – жестянщики, плотники, кузнецы. В других посадах Стародубского района также имелись подобные предприятия. Например, в Елионке имелось большое предприятие по обработке шерсти, щетины, конского волоса купца Гусева (фабриканта из Клинцов), здесь только конопляного масла на продажу изготовляли до 4000 ведер.
Таким образом, целый ряд старообрядческих слобод и посадов на Брянщине играл заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь раньше, чем в других районах Брянщины начался экономический переворот.
До настоящего времени были известны имена 23 иконописцев-старообрядцев из Стародубья. В ходе проведенного исследования нам удалось выявить имя иконописца-старообрядца ветковского, владельца иконописной мастерской из Новозыбкова  Василия Родионцева  и его помощников – Василия Щитина, Трофима Андриянова, ранее не введенных в научный оборот.
Василий Родионцев  родился в 1867 году в г. Новозыбкове Черниговской губернии. Родители его были старообрядцами беглопоповского (ветковского) согласия. Отец занимался иконописанием  и имел мастерскую, в которой работало более 10 мастеров-иконописцев. Мальчик рос и воспитывался в глубоко религиозной семье.
Василий Родионцев получил первоначальное домашнее обучение (Азбука, Часовник, Псалтырь), любил исполнять духовные стихи, с раннего детства приучался к мастерству иконного писания. Большое влияний на мальчика оказывала бабушка по матери, уставщица, отправлявшая обряды (крещение младенцев, причащение больных).
Первоначально он не был расположен учиться иконному письму, считая его делом «не мирских людей и требующим строгой, богоугодной жизни». Для того чтобы склонить сына к иконописному занятию, отец подарил ему икону Святого Николая Чудотворца, написанную им самим «в период Великого поста  с особым тщанием».
В 1880 г. После смерти отца Василий Родионцев наследует иконописную мастерскую, ездит с матерью по старообрядческим слободам, принимает заказы на «писание икон», собирает старопечатные книги.посадов на Брянщине играл заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь раньше, чем в других районах Брянщины начался экономический переворот.
В 17-летнем возрасте В. Родионцев венчается с невестой на Ветке у беглого попа Василия. Вскоре расширяет иконописную мастерскую, принимает молодых учеников для обучения иконописи. В его мастерских соблюдалось строгое подчинение хозяину, обязательным было чтение старопечатных книг, служба вечерних канонов. Над мастерской была устроена моленная, украшенная разными иконами, в которой устраивалось домашнее богослужение. По настоянию хозяина мастерской два молодых мастера, принадлежавших к беспоповскому согласию, Василий Щетинин и Трофим Андриянов,  перешли в Вятковское  согласие, причем мастер являлся их крестным отцом. Этот факт свидетельствует о жесткой линии в руководстве мастерской, которую приводил ее владелец.
Иконы, написанные в мастерской, торжественно освящались. На храмовые праздники в старообрядческие моленные съезжалось множество народа с окрестных слобод, устраивались крестные походы с колокольным звоном, продолжавшимся целый день.
В зрелом возрасте Родионцев под  влиянием миссионеров официальной церкви о. Иоанна (Рябухина), о. Ксенофонта (Крючкова)  склоняется к православию. В 1893 году он становится священником православной церкви в посаде Воронок и активным членом «Миссионерского братства князя Михаила Черниговского». Старейшая жительница Воронка Евдокия Ермолаевна  Овчинникова запомнила Василия Родионцева как священника православной церкви в Воронке, старавшегося как можно больше старообрядцев склонить к единоверию11.
Последний период жизни Василий Родионцев проводит в посаде Воронок, большое внимания уделяя «обустройству» единоверческого Богоявленского храма  и расширению «библиотеки» (иконно-книжного склада  братства святого Михаила  князя Черниговского). Василий Родионцев заботился о развитии образования детей Воронокского посада. При Богоявленской церкви в конце 19 века была открыта приходская школа с начальным образованием. Почитателем школы стал Василий Родионцев. В годы революционного лихолетья  и гражданской войны это прекрасное собрание, имевшее уникальные иконы, старопечатные книги  и рукописи, сгорело. В 1920 г. Василий Родионцев, иконописец и единоверческий священник посада Воронок, умирает от тифа. На месте его захоронения в настоящее время построено здание Воронокской поселковой больницы7.
На  Брянщине проживают многочисленные потомки иконописца, среди них учителя, врачи.
Церковный раскол – трагическая страница в русской православной церкви. Наряду с активной борьбой рядовые раскольники и учителя старообрядчества все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари). Гонения на старообрядцев продолжались до 20 века и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 года.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Гагарин Ю.В. «Старообрядцы» Москва 1968 год.
2. Катунский А. «Старообрядство» Москва 1972 год.
3. Ключевский В.О. «Курс русской истории» Москва 1957 год.
4. Крашенинников В.В. «Взгляд через столетия» Тула 1990 год.
5.  Кривельская Н.В. «Секта: Угроза и поиск защиты» Москва 1999год.
6   Крывелев И.А. «История Религий», Москва Издательство «Мысль» 1976 год.
7. Материалы газеты «Брянский рабочий»
8.  Материалы газеты «Ленинский путь»2007 г. №6
9. «Стародубский вестник»
10. Материалы Стародубского краеведческого музея.
11. Материалы школьного краеведческого музея
12. Миловидов В.Ф. «Современное старообрядчество» Москва «Мысль» 1979 год.
13. Никольский Н.М. «История русской церкви» Москва. Издательство политической  литературы,1983 г.
14. Тришин А.Ф. «Русское православие: история, вероучения, культ».Брянск. Издательство БГУ,2001.
15. Учебник «История Брянского края». Брянск. Издательство БГПУ, 1995г.